Китайская подделка

В Китае собрали копию Су-27, считают в российском ВПК. К серийному производству они пока не готовы, надеются эксперты

С 1992 г. Россия поставила Китаю 76 Су-27СК, в 1995 г. продала лицензию на производство еще 200 самолетов. С 1996 г. под названием J-11 их строили в Шэньяне с использованием российских компонентов.

По 2003 г. Россия поставила 95 комплектов для J-11, еще на 105 Китай контракт не подписал. Удельный вес китайских компонентов в J-11 нарастал, но двигатели АЛ-31Ф и авионика ввозились из России.

Эксперт Центра политики безопасности из США Ричард Фишер в 2003 г. сообщал, что создается полностью китайский J-11, и полагал, что на это у китайцев уйдет 10 лет.

Но китайцы справились быстрее. «Прорыв в технологии производства двигателей позволил довести удельный вес китайских деталей и технологий с 70–75% до более чем 90%», – пишет уполномоченный представитель «Рособоронэкспорта» в КНР Андрей Плотников в журнале «Проблемы Дальнего Востока». Работы над двигателем «Тайхан» WS-10 c характеристиками, близкими к АЛ-31Ф, китайский авиапромышленный холдинг AVIC-I официально завершил в 2006 г.

В «Рособоронэкспорте» от комментариев отказались.

Факт копирования Су-27 в посольстве КНР в России и комиссии по оборонной науке и технике и оборонной промышленности КНР комментировать отказались. По сведениям топ-менеджера российского авиахолдинга, собраны несколько «китаизированных» J-11, но с российскими компонентами, а о серии речи пока нет.

По словам сотрудника авиадвигателестроительного КБ, WS-10 недостаточно надежен для серии. Но в 2007 г. китайцы заключили новый контракт на поставку 54 АЛ-31ФН (модификация АЛ-31Ф) и обсуждают закупки усовершенствованного АЛ-31Ф-М, знает он.

Су-27 и созданный на его базе Су-30 – основа оружейного экспорта, говорит Константин Макиенко из Центра анализа стратегий и технологий. В 2007 г. поставки боевых самолетов и оборудования дали около 50% экспортной выручки «Рособоронэкспорта» ($6,2 млрд). Если китайцы научатся делать аналог Су-27 серийно, они легко вытеснят Россию с рынков третьих стран, а доказать факт нарушения авторских прав для столь сложной техники крайне трудно, заключает Макиенко.