Свежий товар

Предаукционный показ Sotheby’s в Москве похож на музейную выставку современного русского искусства – главные имена, яркие работы, – и ценники не портят впечатления

Залы Московского центра искусств аукционный дом заполнил очень хорошими произведениями, что для выставок лотов предстоящих торгов (они пройдут в Лондоне 12 марта) не характерно. Как известно, лучшее старое русское искусство хранится в музеях, зато современное – в продаже.

Современное русское искусство для Sotheby’s – это работы советских нонконформистов и нынешних художников актуальных направлений, так что для торгов собраны произведения, созданные в последние четыре десятилетия. Рынок этого искусства чрезвычайно перспективен, считает глава лондонского отделения русского отдела Sotheby’s Джо Викери, честолюбиво мечтающая вывести наших художников на международную арену, к коллекционерам мира.

Первые, прошлогодние лондонские торги русским современным искусством принесли аукционному дому $5,1 млн и были сочтены очень успешными. Предполагаемый объем продаж вторых – $5,2 млн. Конечно, эта сумма относительно невелика – два полотна Айвазовского, но рынок классических марин никто не назовет перспективным.

Самый дорогой (200 000–300 000 фунтов стерлингов) лот предстоящих торгов – картина «Перед рассветом» Олега Васильева, живущего в США. Ее успех на аукционе трудно прогнозировать – несмотря на персональные выставки в Третьяковке и Русском музее, прошедшие три года назад, этот художник менее популярен у нас, чем, например, Эрик Булатов, чей карандашный этюд к ставшей классикой картине «Не прислоняться» оценен в 12 000–18 000 фунтов.

Второй по цене лот – бронзовый, блестящий золотой краской «Воин № 4» из серии Action Half-Life находящейся сегодня на пике популярности группы АЕС+Ф, воспетой в предаукционном каталоге. Лот предоставлен на аукцион галереей «Триумф». Высокий эстимейт (100 000–150 000 фунтов) заставляет заподозрить, что галерея со скульптурой расставаться не спешит.

Большинство работ нонконформистов поступило на аукцион из зарубежных собраний, в советское время иностранные граждане покупали их напрямую у художников. А новые произведения впервые предоставили московские галереи и сами художники.

На вопрос «Ведомостей», не ущемляет ли Sotheby’s интересы галеристов, принимая работы непосредственно от авторов, управляющий директор аукционного дома в России Михаил Каменский заметил, что если художники не имеют эксклюзивного контракта с галереями, то вправе самостоятельно распоряжаться своими работами.

Это правда, но впервые видеть свежие творения на предаукционном показе, а не в галерее непривычно. Если Sotheby’s будет так же активно работать с художниками, то они начнут творить специально для него. Тогда аукционный дом станет самым влиятельным заказчиком русского современного искусства и на торги придется писать рецензии.