Обыскали на $380 млн

Милицейские проверки столичных магазинов Ultra Electronics, длившиеся почти все лето 2007 г., обернулись 22%-ным падением выручки компании в прошлом году. Вдобавок у компании возникли перебои в работе с поставщиками
Smart Money

ЗАО «Ультра электроник Аг Рус»

торговая сеть. Продает компьютеры, бытовую технику и электронику под брендом Ultra Electronics. Сеть объединяет пять магазинов в Москве, Петербурге, Казани и Перми. Учредители: Юлия Ротанова, Андрей Иванов, Ольга Кутузова и Алексей Галущенко. Оборот (2007 г.) – $620 млн.

Выручка сети Ultra Electronics в прошлом году составила $620 млн (с НДС) – на $180 млн меньше, чем годом ранее, рассказала «Ведомостям» руководитель отдела маркетинга компании Анастасия Воротникова. По ее словам, на оптовой торговле Ultra заработала около $370 млн, остальные $250 млн – выручка розничных магазинов.

Весной 2007 г. топ-менеджеры Ultra прогнозировали более высокую годовую выручку – $1 млрд. Но в мае Ассоциация предприятий компьютерных и информационных технологий (АП КИТ) обвинила Ultra в продаже товара, «неправомерно изъятого и похищенного» у других сетей. В частности, милиция обнаружила на складе Ultra технику, ранее изъятую у компании «Санрайз», говорилось в письме, разосланном членам АП КИТ. Ассоциация называла и еще одного пострадавшего – компанию «Компоненты и системы» (КИС): ее «неправомочно» изъятая техника продавалась в магазинах Ultra.

Представители Ultra отрицали все обвинения. Но 7 июня милиция арестовала московский склад и два магазина компании. В рамках уголовного дела против Романа Чубатова (исполнительного директора компании «Экон+», продававшей имущество по поручению РФФИ), которого тогда обвиняли в присвоении или растрате чужого имущества, на складе и в магазинах Ultra прошли обыски. Магазины заработали только 14 августа, еще через неделю был распечатан склад.

Летом работали только магазины в Петербурге, Казани и Перми, средняя месячная выручка сети упала на 75%, говорит Воротникова. А в сентябре, добавляет она, началась массированная атака на интернет-магазины и региональные сайты компании – она закончилась лишь в январе 2008 г. (вчера вечером ряд разделов сайта Ultra тоже не работал. – «Ведомости»).

Чтобы избежать новых потрясений, Ultra решила поменять бизнес-модель. Осенью она подняла цены в среднем на 10% и теперь делает ставку на более рентабельную розничную торговлю, говорит Воротникова: до конца года Ultra обещает открыть еще семь магазинов в городах-миллионниках. Стремясь обезопасить себя от возможных проблем, связанных с происхождением товара, компания сократила число поставщиков с 600 до 200 – теперь она покупает технику только у проверенных партнеров, заверяет Воротникова. Вдобавок, говорит она, компания планирует нанять консультанта по стратегии рисков – американскую Marsh.

У Marsh десятки клиентов в России, в основном крупные промышленные предприятия, говорит старший вице-президент Marsh и руководитель Marsh Risk Consulting по России и СНГ Андрей Ушаков. Идут ли переговоры с Ultra, он не уточняет.

Изменения в Ultra происходят не от хорошей жизни, считает гендиректор КИС Сергей Цыбаков: с сетью отказались работать многие крупные российские дистрибуторы компьютерной техники. Еще в прошлом году продавцы компьютерного оборудования подписали хартию, пообещав работать только с «чистым» товаром, и исключили из нее Ultra. Руководитель пресс-службы дистрибутора Merlion Ирина Шеховцова уточняет: ее компания прекратила кредитовать Ultra, но готова «отгрузить товар в любой момент за живые деньги». У Merlion, по ее словам, вызывают сомнения финансовая устойчивость и платежеспособность Ultra.

Ultra не работала с дистрибуторами, но лишь временно – пока сокращала долги перед ними, говорит Воротникова.