Без чувства и пафоса

Трудно представить, что выставка, где смешаны произведения искусства и шедевры пропаганды, может оказаться современной и умной
С. Николаев

Выставка «Красноармейская студия» в фонде «Екатерина» посвящена 90-летию Красной армии, но она не патриотическая и «датская» (приуроченная к дате). Она сделана в соответствии с модными тенденциями не для ветеранов или военных чинов, для которых «патриотическое» – это парад и пафос, а не размышление и чувство. Выставка обращена к любознательному зрителю, не относящемуся к советскому прошлому и его искусству критически или ностальгически, а склонному исследовать феномен советскости, для чего пафос излишен, но и непосредственные переживания не обязательны.

Выставка получилась не об армии и ее победах, запечатленных на полотнах, а о тематической живописи, которая в советские и постсоветские времена выполняла разные задачи – от сугубо пропагандистских и собственно художественных до развлекательных. И главное отраженное на ней сражение – битва искусства и пропаганды, и поле этой битвы – художник.

Некоторые из художников писали про войну и военных по естественной склонности – Георгий Нисский любил море, Евсей Моисеенко – лошадей, но большинство потому, что тема обеспечивала одних хлебом, других – большим пайком и званием героя (труда). Одни приспосабливались к госзаказу мучительно, другие – с энтузиазмом. Пример высокой любви творца к заказчику являет лирико-патетическое полотно Исаака Бродского «К. Е. Ворошилов на лыжной прогулке», мастеровито написанное в 1937 г. по фотографиям.

Выставка построена по тематическому принципу. В разделах «Маневры/учения», «Сражения/подвиг», «Воины/герои» и т. п. собраны произведения разных времен, направлений, художественного качества и степени популярности. В одном пространстве соседствуют искусство (картины Кузьмы Петрова-Водкина и Александра Дейнеки) и скромное мастерство. Хрестоматийные вещи из Третьяковки (парадный портрет маршала Жукова Павла Корина, отлакированное «Письмо с фронта» Александра Лактионова) и прочно забытые, из фонда РОСИЗО. Патетические полотна 1930-х и нарочито инфантильные сочинения 2000-х. Иногда воспринимать эту смесь странно, как есть солдатскую перловку, запивая генеральским коньяком, разбавленным колой. Но интересно.

Безусловно, большие кураторские маневры (кураторы – Зельфира Трегулова и Иосиф Бакштейн), обеспеченные серьезной материальной базой (выставка – часть издательской программы «Интерроса»), удались.

Хотя замысел и терпел местами поражение. Когда в углу зала цепенеешь перед бронзовым бюстом изувеченного войной, скорбного, нежного, обреченного на победу ценой жизни полковника Юсупова, которого проникновенно изваяла Вера Мухина, то понимаешь, какой ценой и какие люди вынесли войну, ощущаешь власть подлинного искусства и думаешь, что идеология, пропаганда, амбициозные умствования и модные построения – только суета.