Новинки книжных развалов


Франс Йоханссон

Эффект Медичи. Возникновение инноваций на стыке идей, концепций и культур

М.: Вильямс, 2008. 192 с.

Эпоха Возрождения подарила миру новый жанр литературы – новеллу, и «Декамерон» Джованни Боккаччо с тех пор в почете у читателей. «Эффект Медичи» Франса Йоханссона тоже не похож на привычные сочинения по бизнесу: в 15 коротких главках автор предлагает свое толкование проблемы инноваций – но войдет ли книга, изданная скромным тиражом в 1500 экземпляров, в список бестселлеров?

Но начнем по порядку. Во-первых, в любой главке книги действительно угадывается сюжет и главный герой, будь то шеф-повар ресторана в Нью-Йорке или серийный предприниматель в Британии, который всю свою неуемную энергию тратит на пользу дела. Во-вторых, Йоханссон практически всегда находит правильное соотношение между научными авторитетами, к которым постоянно обращается за советом (среди них Клейтон Кристенсен, Тереза Эмебайл и Роберт Саттон), практикой нынешнего бизнеса и собственными, пусть пока еще скромными, изысканиями на пути исследования инноваций. В-третьих – и это главное, – у автора получилось действительно цельное произведение, где каждая главка похожа на новеллы великого Боккаччо: она будит воображение и по-хорошему заводит.

Йоханссон не изобретает секретный код успеха из четырех «И», как делает один из кандидатов в президенты, а просто напоминает читателю, что именно семья итальянских банкиров сумела привлечь во Флоренцию скульпторов и ученых, поэтов и философов, финансистов, художников и архитекторов и вместе «они создали новый мир, новую эпоху, которая впоследствии стала называться Возрождением». Это место в Италии он назвал «пересечением», а «взрыв самых невероятных открытий и инноваций, которые там можно найти», – эффектом Медичи.

В наши дни за явлением «пересечений», как пишет Йоханссон, стоят три силы: миграция людей, сближение наук и прорыв в компьютеризации – «и сейчас, возможно, впервые в истории они работают в одном направлении».

Серийному предпринимателю Говарду Берке – «начиная с 1980-х гг. он стал учредителем или соучредителем 12 компаний, а организаций, в деятельности которых он принимал участие, было еще больше» – удается все время успешно объединять эти силы. «Каждая основанная мной компания находилась на пересечении по меньшей мере двух областей, – сказал Берке в интервью с автором. – Я осознанно стремился к тому, что именно так и совершаются инновации». Его компании, отмечает автор, охватывают широкий диапазон областей: медицинские приборы, здравоохранение, биотехнологии, программное обеспечение, энерготехнологии, коммуникации. И пусть читатель решит, насколько Берке овладел эффектом Медичи: хотя он «производит впечатление достаточно мягкого человека», пишет Йоханссон, но «выработал привычку водить дружбу с гениями из различных дисциплин».