Ориентиры: Без лишних рук

Люди, привыкшие ездить на собственной машине в пределы Садового кольца на работу или в выходные – за покупками и для развлечений, устали от ненавязчивого придорожного сервиса.

Платить помятым личностям в засаленных зелено-желтых жилетах противно, но отказавшиеся рисковали по возвращении обнаружить царапину на кузове, проколотое колесо и даже разбитое стекло. Или вовсе не обнаружить авто на месте. Работавшие в одной команде с парковщиками эвакуаторы вывозили машины строптивых хозяев на соседние улицы или штрафные стоянки на окраинах города.

Москвичи надеялись, что на улицах появятся паркоматы в достаточных количествах – и изменят облик центра города, позволят сделать парковки цивилизованными, наконец, отучат автолюбителей бросать машины где попало во дворах. Заинтересованность демонстрировали и городские власти.

Сотни тысяч квадратных метров парковок для бюджетов крупных городов мира – настоящие клондайки: парковка в центре Парижа стоит до 40 евро в день, в Лондоне – до 25 фунтов стерлингов, в Мюнхене – до 20 евро. По самым грубым подсчетам, это сотни миллионов евро в год. При официальной цене стоянки в центре Москвы 40 руб. в час столичная казна имела незначительный прибыток. Большая часть денег, собранных с автовладельцев, оседала в карманах хозяев легальных и незаконных парковок, меньшая – в карманах жилетов парковщиков.

Ожидание затянулось.

Экспериментальные паркоматы появились напротив дома 15 на Тверской улице еще в 2005 г. Однако дальше эксперимента дело не пошло, аппараты часто ломались. Причины называли разные: смекалку водителей, сыпавших в монетоприемники недействительные старые монеты, жетоны метро и просто круглые куски металла, злокозненные происки местных парковщиков, недовольных потерей доходов с одной из лакомых площадей центра столицы. Действительно, кто удовлетворится официальными 40 руб. за час, если по неофициальным расценкам пара часов стоянки, например, у зоопарка в выходные дни стоит до 500 руб.?

В начале 2006 г. на той же Тверской появились новые паркоматы, которые принимали только бумажные купюры. Глава департамента городского хозяйства Петр Аксенов пообещал тогда, что паркоматы вскоре будут установлены на всех платных парковках столицы. Но помешала новая напасть: январь и часть февраля 2006 г. были самыми холодными за последние 25 лет. А городские власти, не ожидавшие такого подвоха от природы, закупили обычные европейские паркоматы, которые в отличие от установленных в Канаде, Норвегии или Финляндии не выдержали русского мороза. Правда, после ремонта они оправдали бюджетные ожидания: доход от них на 20% превышал те, что город получал от аналогичного количества легальных платных парковок.

В начале 2007 г. на Тверской появилось 20 паркоматов новой модели. Они были радиофицированы, оснащены GPRS и системой связи с головным офисом, которая сообщала о количестве припаркованных автомашин и оплаченном времени их стоянки. Но этого явно не хватало.

В начале нынешнего года в столице было объявлено о появлении еще 150 новых паркоматов. Но, как это часто бывает в России, нововведения, призванные облегчить и удешевить жизнь обывателя, доставили многим лишь новые неудобства. Вопреки заверениям столичных чиновников, отнюдь не все киоски Allocard продают карты оплаты стоянки для паркоматов. В уличных салонах сотовой связи, киосках «Мосгортранса», торгующих проездными билетами, и точках «Роспечати» их тоже нет. Между тем не все новые паркоматы оборудованы приемниками купюр.

В итоге многие столичные автовладельцы, остановившиеся в центре, вынуждены были, покрутившись у паркомата, платить деньги не роботу-парковщику, а привычному субъекту в непонятной форме и жилете. Который, вопреки постановлению мэрии, не имеет кассового мини-аппарата и не дает водителям чек.

Похоже, в ближайшее время паркоматы не смогут серьезно улучшить ситуацию с пробками на центральных улицах Москвы. Впрочем, они и не могут быть панацеей: нужны комплексные решения. В их числе весьма непопулярные: введение платного въезда в некоторые районы, выделение специальной полосы для общественного транспорта, наконец, запрет для въезда в город машин, грубо нарушающих экологические нормы.