Ориентиры: Кулуарные страшилки

7 февраля в отеле «Holidаy Inn Виноградово» был первый день форума Food Director. Ничем примечательным, кроме, пожалуй, объявления о смене собственников в ГК «Дикси», он не запомнился, если говорить об официальной части. А вот в части неофициальной, между сессиями, говорили много интересного.

Кулуары ритейла слегка лихорадит. Говорят, что мировой кризис на финансовом рынке все-таки сказался в России. Страдает розница, особенно мелкая. Иностранные деньги как кредитный инструмент российским сетям, особенно малым, теперь могут только сниться, шепчутся финансисты. А российские деньги сильно подорожали. Если до кризиса розница могла привлечь средства под ставку в среднем 11–13%, то теперь ставки выросли аж до 17%. Да и не каждому дадут – кризис все-таки, и конец его не близко. Специалисты говорят, что пережить это мелким сетям будет непросто.

В хорошие времена (до кризиса) весь ритейл развивался с привлечением кредитов. Только у крупных сетей всегда было меньше долгов. Да и сейчас к ним кредиторы лояльнее. «Была эпоха дешевых денег, все развивались на долги. А сейчас не то что ставки поднялись, просто кому-то не дают вообще», – объясняет Олег Царьков, управляющий партнер фонда прямых инвестиции Renova Capital. Соответственно, крупные сети, с высоким долгом, замедлят рост и будут работать над рентабельностью и операционной доходностью. А мелкие будут вынуждены продаваться. Парадокс ситуации в том, что с точки зрения бизнеса, продаж и рентабельности все хорошо. Люди много тратят в магазинах.

У розницы, которая не переживет подорожание кредитов, есть несколько вариантов. Либо дружественное поглощение (если кто-то возьмет), либо поглощение недружественное (если долгов набежало много). Финансисты советуют не обольщаться. Специалисты говорят, что деньги на рынке реально есть только у X5 Retail Group. Понятно, что у тех, кто способен на поглощение, появляется возможность не только выбирать, но и скупать лучшее за минимум. Еще вариант для некрупных сетей – от количества переходить к качеству и, вместо того чтобы строить новые магазины, улучшать ассортимент и качество товаров в имеющихся.

Однако представители розницы говорят, что не все так страшно. Разговоры о кризисе и удорожании называют «очередными страшилками» и считают, что кому-то выгодно раздувать ситуацию. Вот например, розничная сеть «Дикси» намерена инвестировать в 2008 г. в открытие магазинов примерно $150–180 млн (половина из них будут заемными), сообщил Виталий Ключников, президент группы компаний «Дикси». Не унывают и менее крупные игроки рынка. По словам директора Союза малых сетей России Ирины Канунниковой, всегда есть альтернатива. Например, договоренности с существующими партнерами. Да и кредитные линии были открыты. Нужна лишь максимальная мобильность бизнеса.

«Таких пугающих цифр, как 17% годовых по ставкам, еще три дня назад, улетая из России, я не слышал», – комментирует Олег Пономарев, председатель координационного совета Союза независимых сетей. По его данным, ставки по сравнению с июнем 2007 г. выросли на 2–3%, не более. Актуальная ставка – 14% – это дешево, уверяет эксперт. Большинство сетей, по его словам, адекватно оценивают ситуацию и собираются в ближайшие годы активно развиваться.