Скромная компенсация

Использование пиратских программ обошлось в 2007 г. российским компаниям в $2,6 млн. Но размер ущерба по-прежнему огромен – более $1 млрд

Пиратской продукции продается меньше в основном благодаря обелению малого и среднего бизнеса, считает представитель «Лаборатории Касперского» Светлана Новикова. Впрочем, на использовании пиратского ПО попадаются и большие компании. В январе BSA выиграла в Арбитражном суде Ростовской области иск к «дочке» «Аэрофлота» – «Аэрофлот-Дон». За использование пиратских программ та заплатит почти 250 000 руб. Представитель «Аэрофлота» Ирина Данненберг вчера не смогла прокомментировать ситуацию.

Такую статистику обнародовала Business Software Alliance (BSA, представляет интересы правообладателей). $2,6 млн – это в основном средства, выплаченные членам альянса по решению судов. По данным BSA, в прошлом году милиция выявила 599 компаний-нарушителей и возбудила 264 уголовных дела (в два с лишним раза больше, чем в 2006 г.). Количество обвинительных приговоров выросло за год в 17 раз до 85.

Антипиратские законы действуют с 1990-х гг., но количество рейдов и уголовных дел увеличилось лишь в последнее время, замечает управляющий партнер юридической компании «Тулубьева, Осипов и партнеры» Ирина Тулубьева. Борьба с компьютерным пиратством – требование партнеров России по переговорам о присоединении к ВТО, напоминает источник в МВД. Выявлять продавцов и пользователей пиратского ПО достаточно просто, добавляет он. А поскольку ущерб от пиратского распространения одной программы часто превышает $50 000, милиция может отчитаться о раскрытии тяжкого преступления.

Как BSA вычисляет пиратов, представители альянса не говорят. Но на российском сайте альянса есть раздел, где можно анонимно сообщить об этом. По данным BSA, в 2007 г. уровень пиратства на рынке ПО в России снизился с 80% до 75%. А ущерб сократился в 2007 г. на $133 млн до $1,075 млрд (см. график).