Транспорт и логистика на Северо-Западе: Контейнерам не место на причале

Терминалы пытаются сократить срок хранения контейнеров. Если их усилия увенчаются успехом, контейнерный грузооборот может вырасти втрое

В начале прошлого года Первый контейнерный терминал (ПКТ) запустил программу по сокращению срока хранения контейнеров на территории стивидора, рассказала Наталья Летнева, представитель Национальной контейнерной компании (НКК), владеющей ПКТ. Терминал квотировал грузовладельцам сроки и объемы хранения контейнеров. Обычно контейнер бесплатно хранится 10 дней. Грузовладельцы, превысившие этот срок, лишаются льготного периода и платят за весь срок нахождения контейнера на терминале из расчета $8 в день. По словам Летневой, благодаря этим мерам средний срок хранения контейнеров на территории ПКТ за прошлый год удалось сократить на один день до восьми дней, а с 2005 г. он снизился на четыре дня.

Средний срок хранения контейнера на терминале «Петролеспорта» (ПЛП) – 8–10 дней, рассказывает Анна Вострухова, пресс-секретарь основного владельца ПЛП – компании «Н-транс». Платы за первые три дня ПЛП не берет, следующие шесть дней оплачиваются по льготному тарифу, уточняет источник в компании.

Грузовладельцу редко удается уложиться в 10 дней, часто контейнеры задерживаются на причалах порта до двух-трех недель, говорит директор петербургского представительства иностранной транспортной компании. Подъездные пути к порту не справляются с нагрузкой, кроме того, затягивается таможенное оформление груза, говорит он. По оценке менеджера другой иностранной логистической компании, разгрузка и хранение одного контейнера в порту обходится грузовладельцу в $300–600. При оперативном вывозе с причалов расходы можно сократить на $50–100, полагает менеджер.

В европейских портах контейнеры после разгрузки с судна находятся на морском терминале от часа до суток, рассказывает гендиректор немецкой Arivist Logistics Дмитрий Васильев.

В прошлом году, по данным администрации Морского порта Санкт-Петербург, все его причалы перевалили 1,7 млн TEU. Если бы операции с контейнерами проводились на тыловых сухопутных терминалах, грузооборот порта можно было бы увеличить до 5–6 млн TEU без больших дополнительных затрат, уверена Светлана Воронцова, замгендиректора НИПИ территориального развития.

Владельцы портов инвестируют в тыловые терминалы. НКК в прошлом году начала строительство терминала мощностью 200 000 TEU в год в Шушарах. Стоимость проекта – $250 млн, первая очередь откроется в этом году, рассказывает Летнева. Аналогичный проект есть и у «Н-транс», которая в прошлом году купила у финской Container Finance 50% оператора Multi-Link Terminals, владеющего контейнерным терминалом «Моби Дик» и строящимся сухопутным терминалом в Янино. Областной терминал в дальнейшем будет обслуживать грузопотоки с ПЛП и «Моби Дика», утверждает Вострухова из «Н-транс».

Препятствием для этих планов может стать таможня. «Евросиб» еще два года назад хотел создать единую таможенную зону между ПКТ и своим терминалом «Предпортовый», рассказывает замгендиректора транспортной компании «Евросиб» Александр Пучков. Компания намеревалась вывозить контейнеры с причалов на «Предпортовый», а уже там обрабатывать грузы и растаможивать их. Но СЗТУ до сих пор рассматривает этот вопрос, говорит Пучков. По словам Летневой, НКК ведет переговоры с таможней о создании единой зоны между НКК и новым терминалом.

Между таможнями СЗТУ существует конкуренция за клиентов, рассказывает директор одного из петербургских таможенных брокеров. Балтийская таможня, которая обслуживает порт, будет сопротивляться тому, чтобы нерастаможенные грузы покидали пределы порта, утверждает он. В пресс-службе СЗТУ отказались от комментариев.