Найджел Брэкенбери: «Места хватит для всех», - Найджел Брэкенбери, управляющий директор и президент Ford в России

Очереди за машинами и на сервис – вот главные проблемы тех, кто решил купить Ford в России, признает Найджел Брэкенбери. Когда их решат, пока не ясно
Д. Гришкин

Популярностью своего бренда в России Ford во многом обязан Найджелу Брэкенбери, построившему местную дилерскую сеть. Выполнив эту задачу, он ушел в Mazda. За время его отсутствия Ford первым из иностранных автопроизводителей успел построить в России автозавод, который стал выпускать самую популярную иномарку – Ford Focus. В сентябре Брэкенбери вернулся в Ford. Он уверен, что сможет решить конфликты компании с профсоюзами и сделать большой отрыв от конкурентов.

1996

президент российского подразделения Ford Motor Company

2000

генеральный менеджер подразделения глобального маркетинга Mazda Motor Corporation

2001

управляющий директор и президент Ford Motor Company в России

66%

на столько увеличится мощность завода Ford во Всеволожске в 2008 г., ожидает Брэкенбери

Ford Motor Co.

АВТОМОБИЛЬНАЯ КОМПАНИЯ. выручка – $173,9 млрд (2007 Г.). ЧИСТЫЙ УБЫТОК – $2,665 млрд. АКЦИОНЕРЫ – Семья Форд (40% голосующих акций компании), 60% акций в свободном обращении. Капитализация на NYSE – $13,48 млрд. В 2007 г.pкомпания продала 6,553 млн автомобилей по всему миру, из них в России – 175 793.

– Как изменился российский рынок за время вашего отсутствия?

– Он изменился очень сильно. Удивляет даже не стремительный рост рынка, а его качественные показатели. Я посетил несколько автосалонов Ford и могу сказать, что уровень развития дилерского бизнеса здесь даже выше, чем в Европе. Размах, с которым работают российские дилеры, действительно впечатляет. Сами автосалоны, высокий профессионализм сотрудников – все это соответствует очень высоким стандартам. Я вернулся работать на очень интересный рынок. Сейчас это пятый, а скоро станет и четвертым рынком в Европе для Ford.

– Какие задачи ставите перед собой?

– Я хотел бы закрепить успехи, которых добилась команда Ford в России. Focus пятый год самая продаваемая иномарка в России. Ford был первым иностранным производителем, организовавшим производство в России и создавшим разветвленную дилерскую сеть, подходящую для такой огромной страны, как Россия. Я должен заложить фундамент для новых побед. К 2011 г. Россия может стать крупнейшим автомобильным рынком в Европе, и мы должны быть готовы к растущему спросу – у нас должны быть хорошая дилерская сеть, правильный набор моделей, достаточные производственные мощности.

– В этом году на первое место по продажам в России вышел GM. Хотите его перегнать?

– Нет. Наша главная задача – доходность нашего бизнеса в России. Финансовые результаты Ford в 2007 г. показали, какой огромный вклад сделала Россия в успех Ford в глобальном масштабе. Продажи в Европе увеличились на 100 000 автомобилей, и 70 000 из них приходятся на Россию. То есть мы продали все, что смогли получить из Европы, и многие европейские заводы работают сейчас с дополнительными сменами только для того, чтобы удовлетворить спрос российского рынка.

– Что будет выпускать российский завод Ford и как будут расти его мощности?

– Планируем увеличивать мощность завода в Петербурге с нынешних 75 000 до 125 000 машин в год в течение 2008 г. Это позволит нам выпускать два автомобиля – Focus и Mondeo.

– Skoda объявила о снижении цен на автомобили местной сборки. У Ford в России есть такие планы? Сколько будет стоить Mondeo и как будет меняться цена на Focus в ближайшие несколько лет?

– Мы объявим цену на Mondeo в IV квартале, когда начнем ее производство в Петербурге. Пока мы еще сами не договорились, какой ей быть.

Цены на весь модельный ряд Ford мы постараемся сделать такими, чтобы они обеспечивали продолжение роста нашего бизнеса. Иногда нам удается договориться о снижении цен с нашими поставщиками.

– В 2008 г. были открыты заводы Toyota, Volkswagen в России, подписан ряд соглашений с международными производителями. Конкуренты будут вам мешать?

– У Ford есть огромное преимущество перед конкурентами, мы были первыми, и у нас есть большой задел – и по времени, и по мощности производства. Мы нашли свою формулу успеха на российском рынке и ее реализовали, теперь мы уже на новом этапе развития бизнеса. На российском рынке места многим хватит – здесь достаточно старый автопарк, который нуждается в замене, здесь относительно низкая стоимость владения автомобилем.

– Как вы оцениваете политику государства по отношению к российским производителям? «АвтоВАЗ» сейчас контролируется государством – не опасаетесь, что государство будет поддерживать этот завод в ущерб другим производителям?

– Я не знаю, какие у российского правительства планы в отношении местных автопроизводителей и как оно может изменить законодательство. Я работал в России 10 лет назад, вернулся в прошлом году и могу констатировать, что госполитика в отношении иностранных автопроизводителей была эффективной и успешной: она стимулировала приток инвестиций и способствовала строительству автозаводов мировых производителей. Для нас, как инвесторов, важно, чтобы в стране сохранялся стабильный и предсказуемый инвестиционный климат. Мы знаем условия работы по постановлению о промсборке, видим, что спрос на рынке быстро растет, и нас это вполне устраивает.

– Во время последних переговоров с профсоюзом вы заняли более жесткую позицию, чем годом раньше. Почему?

– Ключевой фактор успеха на российском рынке – наличие надежного и нормально функционирующего производства, над созданием которого мы очень тщательно работали с 2000 г. Конфликт, который разгорелся в конце прошлого года, был крайне нежелательным. Но я очень рад, что в итоге все вернулось в нормальное русло. Производство восстановлено, стороны вернулись к обсуждению очередного коллективного договора, и в конце февраля он должен быть подписан. Думаю, сейчас бессмысленно обсуждать этот конфликт, я уверен, что ситуация разрешится к взаимному удовлетворению обеих сторон.

– Какие убытки понес Ford от забастовки?

– Мы их оценили, но называть цифры не будем.

– Покупатели жалуются на большие очереди на ремонт автомобилей Ford, в первую очередь кузовной.

– Да, мы признаем наличие очередей на ремонт, особенно в Москве. И это отчасти оборотная сторона медали нашего успеха. В нашей дилерской сети 133 предприятия по продаже и обслуживанию в 88 городах. В этом году наметили открытие еще 30 новых дилерских центров и сервисных зон. И даже в Москве, где у нас и так много дилеров, мы открываем новые сервисные центры для решения этой проблемы. Одновременно мы повышаем требования к дилерам по количеству мест для ремонта автомобилей.

– Долго ли еще будет расти российский рынок и когда рост замедлится?

– В России сейчас 199 автомобилей на 1000 человек. В других восточноевропейских странах – 220 автомобилей, в Германии и Великобритании – 550, а в США – 700. Это значит, что аппетиты российского покупателя еще не удовлетворены. Есть большой потенциал стимуляции спроса за счет кредитных программ, ведь пока за наличные здесь продается больше машин, чем на других крупных рынках.