Доллар попутал

Вчера было поставлено два рекорда: апрельские фьючерсы на нефть марки WTI достигли $102,08 за баррель, а стоимость евро превысила $1,5, котировки достигали $1,5124

Меньше доллара. 0,8582

доллара за евро составил минимальный курс единой европейской валюты в 2003 г.

Причина у рекордов общая: Федеральная резервная система США (ФРС) последние несколько лет накачивала мир дешевыми долларами. А обесценение доллара привело к бегству инвесторов в другие активы, в том числе сырье и евро, отмечает главный аналитик «Оборонпрома» и член наблюдательного совета Сбербанка Антон Данилов-Данильян.

Уровня в $1,5/евро ждали все, движение в другом направлении стало бы сюрпризом, говорит дилер банка «Альба альянс» Виктор Анисимов. Российский рынок, по его словам, четко отработал это движение: доллар подешевел на 26 коп. до 24,1966 руб./$, евро подорожал на 20 коп. до 36,3893 руб./евро.

Доллар рухнул после того, как во вторник были опубликованы данные о падении цен на дома в IV квартале 2007 г. (индекс S&P/Case-Shiller) на 8,9% по отношению к тому же периоду годом ранее и о падении индекса потребительского доверия Conference Board с 87,3 в январе до минимальных за пять лет 75 пунктов.

Уверенности «медведям» добавил зампред ФРС Дональд Кон, заявивший, что недавнее снижение процентных ставок не предотвратит периода слабости экономики в ближайшем будущем и что риск ее замедления для ФРС по-прежнему важнее риска ускорения инфляции. Участники рынка восприняли это заявление как готовность ФРС и дальше снижать ставки, еще больше подрывая позиции доллара как объекта для инвестирования (базовая ставка в США составляет 3% против 4% в еврозоне). Аналогичное заявление сделал вчера и председатель ФРС Бен Бернанке, пообещав «предпринимать своевременные действия, чтобы обеспечить достаточную страховку от рисков замедления экономики». «Отвратительные данные по экономике США подпитывают решимость ФРС снижать ставки», – говорит Алан Раскин, валютный аналитик RBS Greenwich Capital.

Дешевеющий доллар пугает европейцев. Для экспортеров зоны евро барьер, в рамках которого они могут оставаться на плаву, – $1,4–1,45/евро, отметил Нут Веллинк, член правления ЕЦБ. Европейские компании выражали обеспокоенность потерей конкурентоспособности на внешних рынках, уже когда евро перевалил за $1,4, на чересчур дорогой евро сетовали лидеры Германии, Франции и Италии. Но на февральской встрече «семерка» декларировала необходимость повышения курса только юаня, а не доллара.

Неверно говорить, что в выигрыше оказались российские нефтяники, предупреждает начальник аналитичеcкого отдела Банка Москвы Кирилл Тремасов. Рубль к доллару укрепляется вслед за евро, поэтому издержки нефтяников растут, а дополнительная прибыль от роста цен на нефть изымается в бюджет. В более выгодном положении, по мнению Тремасова, находятся компании металлургического и газового секторов.

Рубль в России будет укрепляться еще несколько лет, а инфляционное давление продолжится, что создаст сложности для бизнеса, отмечают экономисты Moody’s. Это вредит конкурентоспособности и усиливает голландскую болезнь, солидарен Данилов-Данильян. Выход, по его мнению, один – радикальная перестройка, в том числе и с господдержкой, структуры экономики, чтобы основная добавленная стоимость приходилась не на сырьевой сектор, а на научную и технологическую составляющую.