Глобалист: Гордость и предубеждения


Судя по многочисленным комментариям в западной прессе, между Россией и Западом назревает новая холодная война. Русских скоро станут рассматривать как врагов, а не партнеров. Нам твердят: мол, русские помешались на мысли, что Запад хочет удушить Россию. Мол, они верят, что Россия должна отстаивать свой суверенитет и национальную идентичность. Мол, у залитой нефтедолларами России теперь есть все возможности для этого.

Эта страшилка противоречит данным опросов общественного мнения, проводимых «Левада-центром». В прошлом году на вопрос «На решении каких задач должна быть прежде всего сосредоточена деятельность правительства?» 45% ответили: «Борьба с коррупцией, расхищением госсобственности», 40% – «Снижение цен» и только 12% – «Укрепление ВПК и обороноспособности страны» (опрос от 24.07.2007). Когда в 2006 г. россиян просили расставить проблемы, стоящие перед страной, в порядке важности, первые 16 из 27 мест заняли сугубо внутренние вопросы, повышение роли России в мире оказалось на 18-м месте, а «национальная безопасность» стояла на 24-м.

Нет никакого противоречия между стремлением повысить уровень жизни и желанием видеть Россию уважаемой в мире. Но любому правительству гораздо проще исповедовать «сильную» внешнюю политику, нежели увеличить благосостояние граждан. В первом случае все упирается в риторику, во втором необходимы глубокие реформы национальных институтов. Противостоять Америке или обвинять Запад в реальном или вымышленном неуважении – легкий способ, чтобы повысить популярность президента Путина и отвлечь внимание от неспособности правительства решить проблемы, которые больше всего беспокоят россиян.

Масштаб «проблемы благосостояния», стоящей перед страной, достаточно внушителен. При Путине российская экономика росла на 6% в год. ВВП повысился с $3200 на душу населения в 2000 г. до $5600 в 2007 г. – или с $7100 до $14 000 с учетом паритета покупательной способности (ППС). Пересчитанный через ППС американский показатель равен $43 400 на душу населения, британский – $35 000. Российская экономика предоставляет жителям страны только 1/3 от уровня благосостояния американцев и 2/5 – британцев. Проще говорить о силе и славе, чем преодолеть этот разрыв в благосостоянии, который мало изменился со времен краха СССР. Средний уровень инфляции 10,7% за семь лет президентства Путина объясняет, почему многие россияне не заметили особого улучшения своей жизни, несмотря на рост реальных доходов.

Опросы доказывают: у россиян те же предпочтения, что и у жителей Запада. Люди здесь, как и везде, хотят увеличения доходов, уменьшения социального и экономического неравенства, повышения уровня жизни. Политики, чьей работой является поддержание мира, должны строить свою платформу на чаяниях, которые объединяют людей, а не на разделяющих их предрассудках.