Гражданство – приманка

Госпрограммой по привлечению соотечественников воспользовались лишь 900 переселенцев. Депутаты готовят им новую льготу

Хроника призыва. Февраль 2006

Создана рабочая группа по подготовке госпрограммы переселения соотечественников.

Июнь 2006

Президент подписал указ об утверждении госпрограммы.

Июнь 2007

В Россию въехал первый переселенец.

Председатель конституционного комитета Госдумы Владимир Плигин и сенатор Вадим Густов внесли в Госдуму поправки в закон о гражданстве, облегчающие его получение для переселенцев-соотечественников, приезжающих в Россию в рамках госпрограммы. Законодатели предлагают отменить в отношении переселенцев три требования закона: необходимость проживания до подачи документов о получении гражданства пять лет по виду на жительство, обязательное владение русским языком и обладание законным источником дохода.

Поправки возникли после консультаций с Федеральной миграционной службой (ФМС), говорит представитель службы Константин Полторанин. Требование знать язык – излишняя бюрократическая формальность для репатриантов; что касается легальных доходов, то они и так получают подъемные, а отмена пятилетнего срока должна повысить уверенность в будущем переселенцев, говорит Полторанин, ФМС же готова оформлять гражданство в течение полугода.

По данным службы, с марта 2007 г., когда стартовала программа, ею воспользовались всего 900 соотечественников, но в ФМС готовы перевезти в этом году 50 000 человек, если регионы будут к этому готовы.

Впрочем, для переселенцев из большинства стран Средней Азии обещанные льготы не слишком актуальны. Руководитель представительства ФМС в Киргизии Владимир Филиппов отмечает, что репатрианты из этой страны и так должны получать гражданство в ускоренном порядке в соответствии с соглашением «Об упрощенном порядке получения гражданства». Это же должно касаться переселенцев из Белоруссии и Казахстана, также подписавших соглашение. Вряд ли льготы привлекут много русских и из европейской части бывшего СССР, считает депутат латвийского парламента Мирослав Митрофанов. Латвийские жители поехали бы, если бы зарплата в российских городах превысила среднюю зарплату в Риге, считает депутат.