Компания недели: Затяжная сделка


Еще ни одна сделка не давалась «Газпрому» так тяжело, как эта. Об объединении собственных энергетических активов и СУЭК монополия объявила более года назад. Но конкретные параметры сделки были утверждены лишь недавно. Еще около полугода уйдет на то, чтобы провести допэмиссию энергоугольной компании. В обмен на 60%-ные пакеты акций ОГК-2 и ОГК-6, а также все акции «дочек» РАО ЕЭС, которые достанутся «Газпрому» в обмен на 10,5%-ную долю в энергохолдинге после его ликвидации, концерн получит контрольный пакет акций «большой СУЭК». Оставшуюся долю – 50% минус 1 акция сохранят за собой нынешние владельцы компании – Андрей Мельниченко, Сергей Попов и топ-менеджеры СУЭК. В результате СУЭК станет крупнейшим энергохолдингом страны с запасами угля в 5,8 млрд т и электростанциями мощностью 30 500 МВт (15% российского энергорынка).

Сделка затянулась надолго по двум причинам. Против создания СП жестко выступила Федеральная антимонопольная служба. Но, как это обычно бывает, препятствие оказалось преодолимым. Руководитель ФАС Игорь Артемьев вчера уже сказал, что его ведомство одобрит сделку, выставив компаниям поведенческие условия и потребовав продать часть активов (см. статью на стр. Б1). Иного исхода было трудно ожидать, ведь курирует антимонопольную службу в правительстве не кто иной, как председатель совета директоров «Газпрома» и без пяти минут президент Дмитрий Медведев. Он-то никогда не упускал случая сказать о том, как важна эта сделка для монополии.

Наконец, не было согласия у самих «Газпрома» с СУЭК как о структуре сделки, так и о том, какие активы войдут в СП. Но и утвержденная структура акционеров «большой СУЭК» скорее всего в скором времени претерпит изменения. Ведь компания уже объявила о намерении провести IPO, выставив на продажу в первую очередь акции допэмиссии. Источники в «Газпроме» допускают, что монополия не станет держаться за контрольный пакет и позволит размыть его. Также вполне вероятно, что частные владельцы СУЭК захотят в ходе размещения монетизировать часть своих инвестиций. Допускаю, что со временем они и вовсе выйдут из бизнеса. Вопрос лишь в том, кому отойдет их доля – «Газпрому» или новому инвестору, имени которого мы пока еще не знаем.