Лишние станции

Федеральная антимонопольная служба согласует покупку СУЭК «Газпромом». Но монополии придется продать Киришскую и Ставропольскую ГРЭС
Д. Гришкин

Принудительные продажи. 2003 г.

Объединяющимся E.On и Ruhrgas пришлось продать 42% акций газотранспортной компании Verbundnetz Gas.

2006 г.

Одним из условий согласования сделки по слиянию Мittal Steel и Arcelor стала продажа канадской Dofasco (была у Arcelor).

2007 г.

Evraz Group, купив контрольный пакет Highveld Steel & Vanadium, обязалась продать часть активов последней. Но в отведенный для сделки срок не уложилась и в конце прошлого года попросила об отсрочке.

СУЭК

Один из крупнейших в мире производителей энергоуглей. Выручка – 51,07 млрд руб. (9 месяцев 2007 г., РСБУ). Прибыль – 5,73 млрд руб. Основные владельцы – Сергей Попов и Андрей Мельниченко (после сделки с «Газпромом» сохранят 49,9% акций). Стоимость активов – порядка $8 млрд, после сделки должна превысить $16 млрд. Основные энергоактивы – ТГК-12 и ТГК-13 (мощности – 7320 МВт), после сделки общая мощность всех станций под контролем компании составит порядка 30 500 МВт.

К 1 сентября «Газпром» собирается внести часть энергоактивов в уставный капитал СУЭК и получить контроль над компанией. СУЭК должна стать крупнейшим энергохолдингом страны с контрольными пакетами ОГК-2, ОГК-6, ТГК-12 и ТГК-13, а также крупнейшими в стране запасами энергетического угля. «Газпром» еще не обращался в Федеральную антимонопольную службу (ФАС) за согласованием сделки, но она и так почти год изучалась ведомством. ФАС даст санкцию на сделку, подтвердил вчера глава службы Игорь Артемьев, но выдвинет поведенческие условия и попросит «Газпром» и СУЭК продать часть активов, требования могут коснуться не только электростанций, но и угольных и газовых активов.

Продавать скорее всего понадобится лишь часть энергоактивов, уточнил «Ведомостям» близкий к ФАС источник.

Главные «точки риска» – Северо-Запад, юг России, а также Сибирь, говорит руководитель профильного управления ФАС Александр Пироженко. Чиновники могут потребовать продажи Киришской ГРЭС (мощность 2100 МВт, входит в ОГК-6) и Ставропольской ГРЭС (2400 МВт, ОГК-2), сказали «Ведомостям» менеджер «Газпрома» и источник, близкий к ФАС. По закону об электроэнергетике, доминирующим признается положение у тех электростанций, на выработку которых приходится более 20% от общего производства в так называемой зоне свободного перетока (всего в России 17 таких зон). У Киришской ГРЭС эта планка выше с учетом ТГК-1, где у «Газпрома» близкий к контрольному пакет, у Ставропольской – с учетом Новочеркасской ГРЭС (ОГК-6), равнозначной по мощности, объясняет менеджер «Газпрома».

В «Газпроме» и СУЭК от комментариев отказались.

Схему сделки требования ФАС изменить не должны, они будут исполняться после ее закрытия, уверяет Пироженко. Но согласование может серьезно затянуться и вряд ли сделка закроется к 1 сентября, как хочет «Газпром», уверен аналитик ИГ «Капиталъ» Дмитрий Яковлев. Он оценивает Киришскую ГРЭС в $670–900 млн, Ставропольскую – в $680–800 млн.

У «Газпрома» масса аргументов, чтобы сохранить Киришскую станцию, рассуждает Яковлев: она работает по большей части как балансирующий поставщик, т. е. почти всегда подчиняется прямым указаниям диспетчера в лице «Системного оператора» и ограничена в возможности манипулировать ценами. Скорее «Газпром» может «разменяться» с ФАС на соседнюю Псковскую ГРЭС (ОГК-2), которая при расширении мощностей может быть серьезным игроком на конкурентном рынке Северо-Запада.

А вот по Ставропольской и Новочеркасской ГРЭС (у каждой – по 15% в зоне Северного Кавказа) больше аргументов может быть у ФАС, продолжает Яковлев, и «Газпром» с учетом масштабности сделки вполне может согласиться на продажу одной из них.