Миссия выполнима

Волонтерское движение в России все чаще становится корпоративным, а корпоративные инициативы естественно перетекают в акции волонтеров

С конца ноября прошлого года по конец января нынешнего благотворительный фонд «Подари жизнь» организовал 22 выездные акции по сбору донорской крови. Медицинские бригады выезжали в офисы московских компаний, 524 сотрудника которых решили стать донорами-добровольцами.

Кровные узы

Три года назад атташе департамента информации и печати МИД России Евгения Каплуненко стала донором крови для пациентов Российской детской клинической больницы. «К этому же я пыталась призвать коллег. Они отвечали, что куда-то ехать им сложно, но, если бы приехали на работу, они бы сдали кровь», – говорит она. В конце осени, узнав из рассылки фонда «Подари жизнь», что больнице катастрофически не хватает доноров, Каплуненко инициировала акцию по сбору донорской крови на рабочем месте. «Еще четыре года назад было сложно предположить, что такое возможно, – признается заместитель директора фонда «Подари жизнь» Екатерина Чистякова. – Раньше волонтеры были одиночками, скрывающими от родных и сотрудников благотворительную деятельность». «Кровь в МИДе сдали 40 человек. А я рассчитывала на 100 и даже больше!» – сокрушается Каплуненко. По ее мнению, коллеги охотнее сдавали бы кровь, если бы в акции приняли участие руководители. «У них другие задачи – политического характера», – парирует председатель Объединенного профкома МИД России Валериан Горелышев, благодаря поддержке которого Каплуненко удалось осуществить эту инициативу.

В офисе Русской кондитерской фабрики и ТД «Рузанна» донорская акция прошла с легкой руки директора Александра Павлова. «Многим сотрудникам офисов совершенно не жалко сдать кровь, они просто об этом не задумываются, – объясняет свою позицию Павлов. – А если сделать рассылку, пригласить в офис медицинскую бригаду, люди с удовольствием поддержат акцию». «Мы сдавали кровь не потому, что призвал директор, просто у нас хороший коллектив. Желающих было много, но не все подошли, было даже два обморока», – рассказывает менеджер по персоналу ТД «Рузанна» Людмила Чалая. «Кровь сдавали и вице-президенты, и водители. Каждому предоставили два выходных дня, но ими никто не воспользовался», – отмечает вице-президент «Евраза» Ирина Кибина, организовавшая акцию у себя в компании.

Чтобы не заглохло

«Поддержка руководства в таких начинаниях очень важна», – считает директор благотворительного фонда «Детские домики» Светлана Розанова. «Иначе все заглохнет или останется частной инициативой. В нашем случае поддержка есть всегда», – подхватывает директор по корпоративным отношениям и маркетингу группы «Дойче банка» Ольга Подойницына. В волонтерском портфеле банка покупка оборудования для ожогового центра и помощь в лечении двух детей – жертв бесланской трагедии, поддержка программ и выпусков DVD для незрячих и слабовидящих детей, совместные акции с фондом «Downside Up», «Diema’s dreams» и другие добрые дела. «За каждой акцией стоят инициативы снизу, – отмечает Подойницына. – Сотрудники управления корпоративного финансирования нашли детский дом в Мытищах, предложили детям написать письма Деду Морозу. Каждое подразделение выбрало себе ребенка и приготовило ему подарок. Одну из недавних акций инициировала сотрудница отдела оформления операций с ценными бумагами Елена Пронина. Она предложила собрать деньги на лечение детей – подопечных фонда «Подари жизнь». «Мне случайно попался диск с записью благотворительного концерта, потом я съездила в больницу, все разузнала и почувствовала, что каждый что-то может сделать, – смущаясь, рассказывает Пронина. – Руководство помогло организовать сбор средств. Мы собрали библиотеку, из которой можно за символическую плату в 50 руб. за день взять домой книгу или диск. Конечно, люди оставляли больше». Благотворительная библиотека работает в банке до сих пор.

Клуб добровольцев

«Желание помочь возникает у многих, но не все знают, как это сделать», – считает Пронина. «Два года назад мы провели внутренний опрос и узнали, что люди хотят делать что-то отличное от офисной работы. Так появился «Ситиклуб» – неформальная организация сотрудников, в свободное от работы время занимающихся волонтерской деятельностью», – рассказывает менеджер по работе с общественными организациями Ситибанка Виктория Каськова. «Найти подопечных помог фонд «Детские домики». Теперь мы регулярно ездим в детский дом в Колычево, привозим подарки, помогаем обустроить территорию, – говорит менеджер отдела по связям с общественностью и президент «Ситиклуба» Татьяна Авраменко. – Нас поддержало руководство, регулярно выделяют транспорт». «Ситибанк ежегодно предоставляет каждому сотруднику один оплачиваемый выходной для волонтерской деятельности», – отмечает Каськова.

«Примерно 70% тех, кто нам помогает, – это корпоративные волонтеры, и их доля постоянно растет. Нам проще иметь дело с сотрудниками одной компании, чем с группой незнакомых друг с другом волонтеров», – признается Розанова. «Мы начинаем понимать, что бизнес – это не вся наша жизнь, а климат внутри компании сильно зависит от того, как эта компания ведет себя в обществе», – считает Подойницына. «Добрые дела очень сплачивают коллектив», – отмечает Кибина. «Для компаний такие акции совсем не убыточны, после них люди только лучше работают», – считает Павлов.

Все серьезно

«Волонтерская деятельность эффективнее для командообразования, чем искусственные тренинги. Когда группа из 30 человек выезжает в детский дом, люди понимают, что это не игра, что все серьезно», – рассуждает Каськова. «Коллеги, которые регулярно ездят в колычевский детский дом, стали настоящей командой», – делится Авраменко. «Плюсы волонтерской деятельности в том, что она приносит реальную пользу и создает позитивный настрой у участников. Минусы – в том, что она никак не привязана к бизнес-деятельности, а потому не заменяет бизнес-тренинги, – добавляет ложку дегтя руководитель департамента «Лаборатория команды» компании «Коллекция приключений» Сергей Зверев. – Кроме того, если в волонтерскую деятельность вовлечены не все сотрудники компании, у волонтеров может образоваться субкультура, противоречащая корпоративной культуре компании, поэтому менеджеры по работе с персоналом должны это координировать». «Я не вижу тут противоречия. Волонтерская деятельность сотрудников дополняет миссию компании», – подчеркивает специалист департамента по международным инвестициям «Евраза» Ольга Каталина.