Победа тщательности

«Золушка» Джоакино Россини – одна из самых сложных задач для театра. В Петербурге с ней справились

Россини написал оперу «Золушка, или Победа кротости» в 1817 г., три года спустя прошла премьера в Мариинском театре, тем ее сценическая история в России и кончилась. Неудивительно: эта партитура – из труднейших в мировой оперной литературе. Наконец ее дерзнули поставить в театре «Зазеркалье».

Театр, недавно отметивший двадцатилетие, – детище режиссера Александра Петрова и дирижера Павла Бубельникова. Этот тандем определяет эстетическое лицо «Зазеркалья»: изобретательность, фантазия Петрова умножаются на перфекционизм и стилистическую точность Бубельникова. В работе над «Золушкой» их талант и умения проявили себя в гармоничном единстве – получился симпатичный веселый живой спектакль, притом отменного музыкального качества.

Режиссуру Петрова можно признать несовременной. Сейчас ведь в опере, как правило, постановщик озабочен тем, как бы потрясти затейливой концепцией, куда-нибудь перенести действие, переформатировать персонажей, придумать несколько ударных эффектов, – а в промежутках между ними актеры будут либо просто петь, стоя столбом, либо праздно болтаться по сцене. Петров же подробнейшим образом прорабатывает все детали, у него в любую секунду каждый точно знает, что делать. И все идеи рождаются из правды взаимоотношений – оттого работа актеров «в музыку», обычно выглядящая дурновкусием, здесь убедительна и обаятельна.

Злые сестры, собираясь на бал, ритмичным одновременным движением выщипывают брови. А Дандини, камердинер, изображающий принца, точно так же «кусает» их за зад огромным потешным шмелем, сидящим на гибкой проволоке. Золушка и принц Рамиро в любовном дуэте тоже ритмично мешают сахар в чашечках кофе – сначала у себя, потом друг у друга: вспыхнувшее между ними чувство получает трогательное пластическое выражение. А вот как сделан знаменитый секстет в конце третьего акта: наставник принца философ Алидоро (выполняющий по воле либреттиста Якопо Ферретти функцию феи) встает на стул, поднимает руки, растопырив пальцы, как кукловод, остальные герои, чью судьбу он устроил, вступают, будто подчиняясь невидимым нитям. Такими очаровательными трюками спектакль прямо-таки фонтанирует.

Нисколько не в ущерб музыке – работали два года, в результате материал впет настолько, что сложные переливчатые мизансцены ткутся в полном согласии с кружевными ансамблями, головокружительными ариями, всеми стремительными жемчужными россиниевскими украшениями. Музыкальный руководитель Павел Бубельников доказал очевидную в общем-то истину, которой многие прискорбно пренебрегают: ювелирное изделие топором не сработать, оно ювелирных инструментов требует. Санкт-Петербург