Производственная травма: Юрикова болезнь


Юрик вообще-то не пьет. Ему 31, он живет с бабушкой в Солнцеве. Высокий и толстый, но слушается свою маленькую сухенькую бабушку во всем. И лучше бы он послушался ее год назад, когда отправлялся 7 марта на работу: «Начнут поздравлять женщин – скажи, что дома дела, и убегай; а то начнется еще... хавóс!»

«Хавос» действительно начался, причем уже во время обеда. Сначала поздравили, потом выпили и начали придумывать развлечения. Поить Юрика виски оказалось идеальным аттракционом для всего офиса: как все непьющие и живущие с бабушкой люди, он был просто прекрасен в роли подопытного кролика, коего пришлось потом транспортировать в Солнцево на такси.

Дома Юрик лег спать. А проснувшись через 14 часов, был так сосредоточен на головной боли, что не сразу заметил странные волдыри на ладонях. В больнице его сразу отправили в кожное отделение. Не взяв никаких анализов, четыре дня лечили капельницами «от токсического дерматита» – пока Юрику не стало совсем худо. Нефролога (специалиста по почкам) Марину вызвали лишь на пятый день. Дерматолог указала Марине на койку и ушла: была пятница, два часа дня. Марина вспоминает: «Он лежал у окна, ничего не соображал, не писал и не пил». Доктор впала в отчаяние: парень погибает, и на носу выходные – персонал разбегается.

Спасла ситуацию лаборатория: результат анализа крови пришел через два часа, и, задав Юре пару вопросов, Марина легко поставила диагноз. Больного отправили на диализ (аппарат «искусственная почка»), а через месяц выписали совершенно здоровым.

Загадочная Юрикова болезнь – а именно краш-синдром – была впервые описана англичанами после так называемых блиц-бомбежек Лондона, в 1941 г. У человека, чье тело было надолго сдавлено под обломками здания, могут начать разрушаться клетки мышц. Из них в кровь высвобождаются различные молекулы, которых там быть не должно, и почки пытаются их отфильтровать в мочу. Одна из молекул, миоглобин, забивает тонкие фильтры почечных клубочков и наступает острая почечная недостаточность.

При первых же расспросах Марина узнала, что все 14 часов после корпоративного сабантуя Юрик спал в одной позе тяжелым алкогольным сном. Особенно тяжелым сон был для ладоней: стокилограммовый Юрик подложил их под грудь, почему-то ему это показалось удобным.

«Краш-синдром может настичь вас даже после чрезмерных занятий в качалке: при растяжении или сдавлении мышцы могут травмироваться и выбрасывать в кровь миоглобин». И тут главное – вовремя сделать анализ крови, проверить работу почек, – говорит Марина. – Во многих странах есть формальные протоколы: поступил пациент – надо взять анализ. У нас их, увы, не соблюдают... Но это уже другой разговор».