Из вторых рук

Уже в этом году вторичный авторынок ждет бурный рост. Дилеры готовятся строить специальные центры для подержанных авто, производители – давать на них гарантию

Скоро не ждите. Валерий Торхов

зампред правления банка «Авангард». Ставки по кредитам на авто с пробегом выше, так как качество залога хуже: при его реализации банк сможет покрыть меньше своих издержек, чем если бы автомобиль был новым. Средний уровень ставок на автокредиты за последние полгода уже вырос на 1–3%, и я не вижу предпосылок для снижения

В 2007 г. в России, по данным «Ренессанс капитала», продано 2,75 млн новых автомобилей – на 34% больше, чем годом раньше. Рост рынка измеряется двузначными цифрами третий год подряд. Феноменальный рост продаж новых иномарок трансформируется в рост рынка подержанных автомобилей в ближайшие пять лет, ждет партнер PricewaterhouseCoopers (PwC) Стенли Рут. По данным PwC, на трех-пятилетки приходится 70% перепродаж машин не старше семи лет.

Белая доля

В 2010 г., по прогнозу аналитиков «Ренессанс капитала», вторичный рынок возьмет барьер 1 млн шт. Пока в России нет ни одной заметной сети, специализирующейся на авто с пробегом. Продажи подержанных машин делятся на два неравных сегмента: неорганизованные (через знакомых, по объявлениям в газете и интернете, на рынках) и через сети официальных дилеров (машины, принимаемые на комиссию или в зачет новых).

В продажах массовых автомобилей с пробегом на сети «официалов» приходится 10–15%, в продажах дорогих – 25–30%, говорит Игорь Мацкевич, руководитель отдела автомобилей с пробегом группы «Независимость». Председатель совета директоров Genser Игорь Пономарев говорит о 8–10%.

В США в 2006 г. через дилерские центры продано более 19 млн подержанных автомобилей и 16,5 млн новых, говорит Пономарев: «Теоретически и российский рынок должен прийти к подобным пропорциям».

Призрак прозрачности

Главным препятствием к развитию трейд-ин (классическая схема предполагает выкуп дилером машины в обмен на новую) дилеры называют «двойной НДС». Сейчас дилеры должны платить НДС (18%) с полной стоимости подержанной машины и в результате владельцу проще продавать машину самостоятельно, говорит Пономарев из Genser. На прошлой неделе в Госдуму внесен проект поправок в ст. 154 Налогового кодекса, отменяющий НДС с продажи автомобилей старше трех лет и вводящий НДС с разницы между продажной и покупной стоимостью машины. С отменой двойного НДС рынок начнет перераспределяться в сторону официальных дилеров, рассчитывает Олег Мосеев, финдиректор группы «Автоспеццентр». Пока же дилеры почти не выкупают автомобили у физических лиц, признаются несколько собеседников «Ведомостей»: чаще всего вместо выкупа они оформляют договор комиссии.

Крупные дилерские центры, по словам Давида Павлова, руководителя департамента подержанных автомобилей холдинга Major, зарабатывают на комиссионной продаже 5–10%, «неофициалы» – до 20%. Принципиальных изменений в ценообразовании не будет, «но продажи станут легальными и массовыми», считает Мосеев.

«[Сейчас] зачастую нет процедуры приема и оценки, квалифицированного персонала и единой системы определения остаточной стоимости подержанного автомобиля», – говорит Павлов. К тому же сложно установить историю владения машиной, добавляет Мосеев. Независимых каталогов, позволяющих точно оценить стоимость подержанных авто, в России пока нет, говорит Пономарев. В Германии каталог Schwacke для оценки трейд-ин издается 12 раз в год. В России он был издан всего однажды – в 2003 г., говорит Дмитрий Скачков, замгендиректора компании «Трансдекра», эксклюзивного партнера Eurotax (издатель Schwacke) в России. Новые выпуски печатного каталога, по его словам, пока не планируются. Но уже в этом году, говорит Скачков, в планах запуск электронной базы данных для оценки.

Быстрый старт

«Популярность трейд-ин растет точно так же, как несколько лет назад росли продажи новых машин», – говорит Мацкевич. Павлов ждет, что уже через 3–4 года дилеры будут продавать в три раза больше машин с пробегом, чем сегодня».

«Миссия дилерского центра – продажа новых автомобилей», – уверен Мацкевич. Но «Независимость» планирует развивать направление продаж машин с пробегом и думает об открытии отдельного салона. «Автоспеццентр» в 2009 г. собирается открыть специализированный центр для продаж подержанных автомобилей на Калужском шоссе, говорит Мосеев.

«Рольф» продает подержанные машины через специальную компанию BlueFish. Все автомобили проходят диагностику и обширную подготовку, а цена определяется на основании всех доступных рыночных источников, рассказывает директор BlueFish Григорий Ратц. Но и BlueFish пока работает по комиссионной схеме.

Отмена двойного НДС «будет отправной точкой для всех программ классического трейд-ин», говорит представитель «Мерседес-Бенц рус» Елена Дивакова: там рассчитывают запустить программу поддержки подержанных машин не раньше конца 2008 г.

До 1 июня начнет работать программа BMW Premium Selection, рассказывает представитель компании. Она будет действовать для автомобилей не старше пяти лет с пробегом не более 100 000 км и проверенной технической историей и включать спецпрограмму сервисного обслуживания, трейд-ин и программу кредитования.

В середине 2009 г. планируется запустить программу гарантии на подержанные Porsche, говорит представитель компании Оксана Хартонюк, к августу 2008 г. должна быть запущена единая база данных по предложениям на подержанные машины с возможностью поиска через интернет. В этом году рассчитывает запустить программу, включающую гарантию, выгодные ставки по кредитам и кредиты с обратным выкупом Audi, говорит PR-менеджер «Ауди Россия» Вагиф Бикулов. Рассматривают возможность запуска программы поддержки подержанных авто и в Toyota, говорит PR-менеджер ООО «Тойота мотор» Екатерина Пономарева.