Правила движения: Будьте здоровы


Принятый на днях правительством техрегламент качества автомобильного топлива вносит ограничение на выпуск топлива класса «Евро-2» с 31 декабря 2008 г., «Евро-3» – с 31 декабря 2009 г., «Евро-4» – с 31 декабря 2012 г. Классы отличаются требованиями по содержанию веществ, вредных для экологии. Например, в бензине «Евро-2» ограничивается лишь содержание серы и бензола, а в «Евро-3» и последующих классах нормы гораздо серьезнее и относятся к целой группе соединений. Напомню, что Европа последние годы использует «Евро-4», готовясь к «Евро-5», а в США и Японии стандарты еще более жесткие.

В России производство бензина «Евро-2», применявшегося в Европе в 90-е гг. прошлого века, составляет половину от всего объема, «Евро-3» – около 9%, «Евро-4» – 2,3%. А вот почти вся вторая половина российского бензина (не менее 40%) имеет качество ниже «Евро-2», т. е. запредельное.

Сложно понять, как правительство представляет себе массовый переход на выпуск бензина «Евро-3» с 2009 г. и «Евро-4» с 2010 г., ведь из 1500 производителей бензина у нас лишь 27 крупных заводов (при том что не все они модернизированы), а проверить качество продукции остальных сложно. Количество контрафактного топлива на российском рынке огромно. Если даже в Москве почти треть всего реализуемого бензина не соответствует принятому год назад стандарту «Евро-3», то в провинции контрафакт зашкаливает, так как институт контроля качества отсутствует, хотя бюджет получает в виде налогов и акцизов до 70% стоимости топлива.

Обратная сторона медали – при ликвидации серого рынка цены дополнительно поползут вверх, как и при переходе через три года с 92-го бензина на 95-й.

Хотя производители заверили правительство, что готовы выпускать новое топливо, сомнения в возможности обеспечить рынок этим продуктом остаются, в том числе и потому, что количество, география размещения, а также оснащенность наших НПЗ закладывались в советский период в совсем другой автомобильной реальности. Например, мы перерабатываем 65–70% нефти в светлые (высокооктановые) сорта топлива, европейцы – 80%, американцы – 90%. На пути же модернизации заводов стоят пошлины на ввозимое оборудование – отечественная промышленность такого не производит. В 2000 г., когда вносились поправки в Налоговый кодекс, были отменены 50%-ные льготы на инвестиции.

Добавляет пессимизма предусмотренное в рамках государственного оборонного заказа производство низкооктанового бензина, разрешение продажи в течение пяти лет топлива из Росрезерва и отсутствие контроля качества на топливном рынке.

Пока забота государства о качестве топлива (т. е. о качестве нашей жизни) не подтверждена комплексом налоговых, инвестиционных, контрольных мер, она выглядит скорее декларативно, как пожелание здоровья.