Два телефона в одной трубке

Российские операторы вслед за зарубежными пытаются совместить технологии мобильной и фиксированной связи. Их цель – создать услуги, максимально удобные для корпоративных клиентов. Но удастся ли на этих услугах заработать дополнительные деньги, пока вопрос

А «Мегафон» сейчас разрабатывает проект замены фиксированного домашнего телефона мобильным (Fixed-Mobile Substitution, FMS), рассказал недавно «Ведомостям» его гендиректор Сергей Солдатенков. Для абонента это будет выглядеть так: когда он дома, на его мобильнике загорается значок, означающий, что он находится в домашней зоне, для которой предлагается специальный сниженный тариф.

Перспектива. 33,4

миллиарда долларов составит объем мирового рынка конвергентных услуг к 2012 г., прогнозирует старший аналитик Informa Telecoms & Media Пол Мерри.

170

миллионов абонентов будут к этому времени пользоваться FMC, в том числе 145 млн частных клиентов.

Одна из самых модных тем для обсуждения в телекоммуникационном сообществе нынче – конвергенция услуг фиксированной и мобильной связи (Fixed Mobile Convergence, FMC). С технической точки зрения речь идет об объединении каналов передачи голоса, цифровых данных, графики, видео, корпоративных приложений и т. п. с помощью интернет-протокола.

Европа: успехи и провалы

Одним из первых в мире такие услуги начала оказывать British Telecom (BT). Летом 2005 г. совместно с сотовым оператором Vodafone она запустила услугу BT Fusion. Пользоваться ею могут владельцы мобильных телефонов, поддерживающих помимо GSM еще и технологию беспроводного интернет-доступа WiFi. Подписчик BT Fusion может совершать дешевые звонки с помощью сети интернет, для подключения к которой и нужен WiFi. Если точек доступа WiFi (хот-спотов) поблизости нет, телефон переключается в GSM-сеть Vodafone. Сейчас BT предлагает абонентам три тарифных плана BT-Fusion 4 for 1. Они включают 100, 200 и 400 предоплаченных минут разговора в месяц за 19 фунтов ($37,3), 25 фунтов ($49,1) и 35 фунтов ($68,7) соответственно. При этом каждые четыре минуты разговора в домашней сети (дома или в зоне действия хот-спотов) считаются за одну включенную в тариф. На BT Fusion подписалось лишь 45 000 частных пользователей (всего у Vodafone в Британии более 17,9 млн абонентов), признается представитель BT Майкл Джарвис, добавляя: сейчас BT тестирует новую версию услуги для массового рынка.

France Telecom (FT) запустила аналогичную услугу под названием Unik на год позже – осенью 2006 г. За первые же полгода оператору удалось продать 123 000 телефонов GSM/WiFi, поддерживающих Unik. FT тоже предлагает три тарифных плана, которые предусматривают бесплатные звонки из домашней сети (дома и в зоне действия одного из 30 000 хот-спотов) на фиксированные телефоны (10 евро в месяц, $14,8), на мобильные (15 евро в месяц, $22,2), а также в другие города Франции, иных стран Европы и США (20 евро в месяц, 29,6).

Конвергентные услуги с использованием аналогичных телефонов предоставляла с августа 2006 г. и Deutsche Telekom (DT) под брендом T-One, но, набрав к марту 2007 г. лишь 10 000 абонентов, была вынуждена прекратить продажи. Причиной непопулярности T-One эксперты называли дороговизну услуги и возникновение конкуренции внутри группы, в частности между DT и подконтрольной ей T-Mobile.

Успех FT и неудачи BT с DT показывают: не все рынки одинаково готовы воспринять конвергентные услуги, заключает директор по исследованиям европейских беспроводных и мобильных коммуникаций IDC Ларс Вестергаард. Одна из причин медленного развития BT Fusion – ограниченное число телефонов, поддерживающих эту услугу (всего 10–12 из нескольких сотен моделей), считает он. По мнению эксперта, FT продвигала услугу активнее, вдобавок французы оказались менее разборчивы при выборе трубок. Если BT запустила конвергентную услугу, одновременно пытаясь перевести клиентов с коммутируемого доступа в интернет (dial-up) на широкополосный (broadband), то FT сперва занялась развитием broadband, а уже потом предложила клиентам Unik – такое объяснение представила изданию Finweek аналитик Gartner Катя Рууд.

Российский опыт

В России конвергентные услуги не особо популярны. МТС предлагает их корпоративным клиентам – крупным компаниям, сотрудники которых много звонят с мобильных номеров на офисные и наоборот, рассказывает пресс-секретарь компании Ирина Осадчая. Среди них востребованы единые номера для фиксированного и мобильного телефона, говорит она: «Клиентам не приходится запоминать несколько номеров одного человека, вызовы могут поступать одновременно на мобильный и фиксированный телефон». Подобными услугами пользуются более 50 000 сотрудников компаний – клиентов МТС. Это не так много, учитывая, что свою долю на рынке корпоративных клиентов МТС оценивает в 55%, а весь этот рынок, по мнению представителя одной из компаний «большой тройки», насчитывает 6 млн абонентов.

Пресс-секретарь «Вымпелкома» Екатерина Осадчая признает: у этого оператора тоже «небольшое число» клиентов, подписавшихся на FMC. Совместно с Golden Telecom (GT) и Orange Business Services (принадлежит France Telecom) «Вымпелком» предоставляет услугу единого короткого номера. Еще одна конвергентная услуга с участием «Вымпелкома» основана на технологии передачи данных GPRS: фиксированный оператор объединяет все офисы клиента (например, банка) в корпоративную сеть для обмена данными, а сотовый – предоставляет радиодоступ «для выхода во внешний мир», рассказывает Осадчая.

Павел Гореньков, управляющий фиксированным оператором «Гарс телеком» (оказывает FMC-услуги в партнерстве с «Мегафоном» и «Скай линк»), считает, что стандарт GSM «не заточен» под современные потребности клиентов-корпораций. Сети операторов «большой тройки» строились в основном под запросы массового рынка: например, у них до сих пор нет возможности короткого набора номера в роуминге, говорит он.

Гендиректор «Вымпелкома» Александр Изосимов летом прошлого года объяснял неэффективность конвергентных проектов тем, что партнерам по FMC сложно договориться: «Огромное количество энергии уходит на обсуждение вопроса, кто сколько будет зарабатывать, а не самого бизнеса». Рынок FMC будет в застое, пока фиксированный и мобильный операторы не поделят роли и не решат, кто из них контактирует с клиентом, кто отвечает за уровень сервиса, а кто просто предоставляет трафик, соглашается Гореньков. Но Изосимов предпочел более радикальное решение: 18 января «Вымпелком» предложил акционерам GT $4,35 млрд за 100% компании, и большинство из них уже воспользовалось офертой. Правда, преимущества слияния Изосимов пока описывает в высшей степени абстрактно. «Мы не знаем точно, как cможем извлечь дополнительную выгоду [от планируемого присоединения GT], но почти каждый скажет, что она там есть», – заявил он в конце января, добавив, что экономия от объединения составит $474 млн.

Лояльность или доходы

Операторы фиксированной и сотовой связи не рассматривают конвергентные услуги как отдельные, способные приносить дополнительные деньги. Они повышают лояльность абонентов, но ожидать дополнительных доходов не следует: опыт Европы показал, что операторы вынуждены предлагать клиентам больше услуг за те же деньги, говорит Солдатенков. Хотя уйти от оператора, предоставляющего одинаковые услуги на мобильном и фиксированном телефоне, сложнее, чем от того, который оказывает только один вид услуг, полагает Осадчая из МТС.

Гореньков считает, что конвергенция дает и финансовый эффект: среднемесячный счет корпоративного абонента, подписанного на FMC, – $100–150 в месяц, а не пользующегося такой услугой – на 20–30% меньше. «Такому клиенту мы не можем оказывать услуги, когда он находится вне офиса», – объясняет он. Фиксированный оператор, предоставляющий FMC, зарабатывает и на перепродаже услуг мобильной связи – ему достается 15–20% дохода, говорит Гореньков. Представители МТС и «Вымпелкома» отказались раскрыть выручку от конвергентных услуг.

Тем не менее эксперты и участники рынка ожидают стремительного развития услуг FMC. Вестергаард уверен: в ближайшие пару лет появится много новых конвергентных проектов. По оценкам IDC и Gartner, уже более 50% звонков с мобильных телефонов совершается внутри офисов, при этом клиентов пугает непредсказуемость платежей – значит, операторы будут вынуждены установить единообразные тарифы на все виды звонков, делает вывод Вестергаард. МТС ожидает, что конвергентные услуги будут востребованы среди фирм, но не у частных клиентов, говорит Ирина Осадчая.