Где будет власть

Полномочия президента и правительства пересекаются. В меньшей степени – по закону, в большей – на практике. Это почва для существенного перераспределения функций между администрацией президента и аппаратом правительства при премьере Путине

Выступая 8 февраля перед членами Госсовета, Путин заявил, что правительство «должно быть центром выработки идеологии и стратегических планов».

Нынешние центры власти – это администрация президента и в значительно меньшей степени аппарат правительства, отмечает Алексей Волин, работавший в обоих аппаратах.

Что может президент

По Конституции многие функции правительства и президента в той или иной степени пересекаются. Исключительная функция президента – кадровая: он прямо или косвенно назначает премьера, силовых министров, губернаторов, судей. Основными рычагами президентской власти можно считать такие, которые напрямую связаны с мотивацией людей, уточняет бывший помощник президента по правовым вопросам, завкафедрой Высшей школы экономики Михаил Краснов. Один из самых значительных – назначение премьера и, хотя Конституция оговаривает, что премьером становятся с согласия Госдумы, «ограничение» выглядит издевательским, именно поэтому президент – «абсолютный начальник», констатирует Краснов.

Исключительная прерогатива правительства – проведение финансовой, кредитной и денежной политики.

Но в реальности в администрации президента и правительстве часто существовали и пересекались по полномочиям департаменты и управления, вспоминает Волин.

Если поначалу президента не слишком интересовали детали финансово-экономической политики, то уже Александр Волошин [руководитель администрации с 1999 по 2003 г.] мог тормозить прохождение бюджета через Госдуму, хотя заблокировать бюджет администрация тогда не могла в силу слабого контроля парламента, вспоминает директор Института проблем глобализации Михаил Делягин.

Усиление администрации началось с 1996 г., когда ее возглавил Анатолий Чубайс, но существенное влияние приобрел и отстроенный аппарат правительства при «неснимаемом» премьере Викторе Черномырдине, рассказывает бывший замруководителя аппарата правительства Сергей Васильев. Но и во времена Черномырдина многие распоряжения в обязательном порядке визировались и согласовывались в администрации президента, уточняет Волин.

Президент Владимир Путин традиционно берет на себя решение гораздо более широкого круга вопросов, чем предусмотрено законами, рассказывает источник, близкий к администрации: «С ним обсуждались и кадровые вопросы в министерствах и даже в регионах, и крупные сделки в бизнесе». Он приводит в пример последние перестановки в правительстве: хотя по закону премьер представляет президенту уже готовый список министров, на деле Путин с Зубковым заранее обсуждали кандидатуры, а сам президент встречался, к примеру, с Германом Грефом лично, чтобы обсудить его дальнейшую судьбу.

Что сможет премьер

В вопросах проведения социально-экономической, внешней и военной политики статья 114 Конституции предоставляет правительству полномочия практически во всех сферах жизни: при желании фактический центр принятия решений президент может перенести в Белый дом, считает Краснов.

Путин может воспользоваться статьей 29 закона о правительстве, которая предусматривает специальный орган при кабмине – президиум правительства, нужный «для решения оперативных вопросов», говорит Делягин.

Может усилиться влияние административного департамента аппарата правительства (курирует отношения с силовыми органами), допускает Волин: «Это сейчас большинству не знаком его нынешний глава [Михаил Лычагин], а в 1996 г. был Сергей Степашин».

Административный департамент выполняет функции координации экономических вопросов силовиков, а для контроля над ними Путину нужны будут кадровые полномочия, которые сейчас у Кремля, считает Андрей Солдатов из центра «Агентура», придется инициировать и формальный пересмотр порядка назначений в этой сфере. Авторитета и уже расставленных кадров Путину-премьеру вполне хватит, чтобы оказывать необходимое влияние на силовые структуры, спорит с ним источник в ФСБ. Влиянием на силовиков обладал еще премьер Евгений Примаков, ему не подчинялся лишь тогдашний директор ФСБ Путин, напоминает Волин.

Контроль над ФСБ неформально должен остаться в руках Путина, а день, когда Медведев назначит полностью лояльного себе руководителя этой службы, и станет первым днем его полновластия, говорит еще один источник, близкий к ФСБ.

Закон можно скорректировать так, чтобы и кандидатуры губернаторов вносил не президент с подачи главы администрации, а президент по представлению премьера – малая деталь, но способная поменять сферу влияния, отмечает Делягин.

Бюрократия всегда прекрасно знает, где подлинный центр принятия решений, именно поэтому так влиятельна сегодня администрация президента, ее влияние при перемещении центра принятия решений в аппарат правительства снизится, предсказывает Краснов. Существует угроза борьбы аппаратов, чиновники всегда склонны перетягивать одеяло на себя, рассуждает Волин. Но, с другой стороны, и Путин, и Медведев – члены одной команды, у них общее прошлое, воспитание и мировоззрение. Задачей Медведева будет не допустить ситуации, при которой внутри бюрократического аппарата сформируется отношение к Путину как к уходящей фигуре. И для Путина, в свою очередь, не менее важно создать ситуацию, при которой новый президент не воспринимался бы как марионетка, заключает эксперт.