Сибирь умилительная


Название выставки «Четвертая Сибирь» подразумевает, что Ирина Затуловская представила Сибирь современную, до которой были языческая, христианская и советская.

Однако и четвертая получилась как первая – на листах грубой бумаги быстро нарисованы брусничным соком шишки-лукошки, шкурка горностая, шаманская маска.

Кроме графики есть живопись: несколько мазков краски по ржавому железу или деревянной филенке, и получаются люди с нимбом из комаров, олень, везущий младенца, белый хлеб с сахаром и черный с солью, пейзаж с лебедями и женщины, несущие над головой грибы, как зонтики. Все очень кротко, нежно и трогательно.

Ирина Затуловская выставляется много лет, и уже для своих первых выставок она писала по холсту и железу так мало, что казалось – почти ничего. Однако с каждом годом ее художнического участия в работах становится все меньше – и вот уже кусок коры изображает разлив реки. И этого оказывается вполне достаточно для произведения нужного впечатления – зрители снова растроганы.

Величие Сибири можно, конечно, изобразить с размахом на огромных холстах, но можно и так, как Затуловская, – умалив в себе художника до мальчика-с-пальчика.