Математика денег

Чем лучше школьники знают математику и естественные науки, тем быстрее растет ВВП, установили экономисты

В статье, опубликованной в журнале Education Next, Эрик Ханушек и Лудгер Воесманн из Стэнфордского и Мюнхенского университетов сопоставили объемы ВВП 50 стран с результатами международных тестов ОЭСР, измеряющих уровень знаний школьников по математике и естественным наукам за 1964–2000 гг. Корреляция ВВП и знаний школьников зависит от открытости экономики, выяснили они: у стран с закрытыми экономиками рост ВВП – 0,9%, с открытыми – 2,5%.

Разница в темпах роста ВВП объясняется продолжительностью учебы в школе, установили Ханушек и Воесманн: каждый дополнительный год дает ежегодную прибавку к ВВП в 0,37%, а за 40 лет – около 10%. Отдача тем выше, чем сильнее акцент на математику и естественные науки.

В США с этим неважно: уровень знаний никогда не превышал среднего значения в 500 пунктов из 1000. В 2006 г. США получили 487, Финляндия – максимум, 563. Еще в 1989 г. чиновники США пообещали к 2000 г. догнать лидеров. Тогда ВВП был бы на 2% (более $300 млрд) выше.

По результатам теста Россия близка к США – 479 пунктов в 2006 г., а в 1990-е набирала более 500. Но раньше не было понимания, что образование влияет на экономику, сетует министр образования Андрей Фурсенко. Терялось до 1% роста ВВП в год, уверен Ханушек. Сейчас бизнес начинает вкладываться в образование, рад Фурсенко.