«Газпром нефть» причалила к БТС

«Газпром нефть» получила контроль над перевалкой нефти в порту Приморска – конечной точке маршрута Балтийской трубопроводной системы (БТС)

Морской торговый порт Приморск

Крупнейший порт по экспорту нефти и нефтепродуктов на Северо-Западе России.. Конечное звено Балтийской трубопроводной системы Выручка – 2,3 млрд руб. (1-е полугодие 2007 г., данные «СПАРК-Интерфакс»). Чистая прибыль – 1,2 млрд руб.

Месяц назад «Газпром нефть» купила 50% долей ООО «Приморский торговый порт» (ПТП), рассказали «Ведомостям» менеджер компании и близкий к «Транснефти» (владеет БТС) источник. О сделке знает и источник, близкий к «Сумме капитал» предпринимателя Зиявутдина Магомедова. Эта компания до недавних пор контролировала значительный пакет в ПТП, но ни полностью, ни частично не продавала свою долю «Газпром нефти», уверяет собеседник «Ведомостей».

Менеджер «Газпром нефти» категорически отказался назвать имя продавца. Источник, близкий к «Сумме капитал», также не стал говорить, кому еще принадлежат доли в ПТП. Согласно ЕГРЮЛ и «СПАРК-Интерфакс», ООО «Приморский торговый порт» учреждено в 2002 г. 100% его долей в конце 2007 г. принадлежали кипрской Omirico Limited. Связаться с этой компанией вчера не удалось. Представители «Газпром нефти» и «Суммы капитал» от комментариев отказались.

ПТП является оператором причальной зоны нефтеналивного терминала в Приморске – конечной точке маршрута БТС. Первую очередь системы мощностью 8 млн т нефти в год «Транснефть» запустила в 2001 г. В прошлом году по БТС было экспортировано около 74,2 млн т нефти, а в перспективе пропускная способность трубы и терминала может быть расширена до 120 млн т нефти в год. ПТП занимается погрузкой нефти на суда, швартовкой танкеров и экологическим мониторингом на всех четырех грузовых причалах порта, говорит заместитель капитана порта Приморск Николай Виноградов. Только погрузка нефти стоит порядка $1 с тонны, отмечает бывший менеджер «Транснефти».

Сам терминал контролируется «Транснефтью», но ряд его причалов принадлежит частной транспортной компании «Транс-флот», говорится на сайте порта Приморска. По данным «СПАРК-Интерфакс», «Транс-флот» в 2005 г. являлся совладельцем ПТП, но уже в 2006 г. 100% ООО опять числятся на Omirico Limited. Владельцами «Транс-флота» являются кипрская «Колмон менеджмент» и ООО «Контакт-ресурс», принадлежащее кипрской Panile Limited.

Менеджер «Газпром нефти» цену, заплаченную компанией за долю в «Спецморнефтепорте Приморск», не называет, но говорит, что сделка была рыночная. Аналитик ИФК «Солид» Денис Борисов отмечает фантастическую рентабельность ПТП – свыше 50% по чистой прибыли. 50% его долей эксперт оценивает в $150–200 млн. Своя логистика в Приморске «Газпром нефти» не помешает, считает Борисов. Около половины нефти (7,5 млн т) компания экспортирует через Gunvor. Трейдер же, по информации Petroleum Argus, в IV квартале прошлого года вывез через Приморск 40% всей нефти.

Но аналитик «Тройки диалог» Валерий Нестеров сомневается в том, что доля в ПТП жизненно необходима «Газпром нефти». Она не поможет компании оптимизировать бизнес, отмечает эксперт. Он уверен, что оператором терминала должна была быть сама «Транснефть», а не компания с непрозрачной структурой собственников.