Экономика знаний: Первые шаги


Если за инновации на уровне предприятий отвечают частные компании, то создание целой экономики, основанной на знаниях, невозможно без политической воли и государственных инвестиций. Создание базы знаний затрагивает сферы, в которых распоряжается государство: образование, защиту интеллектуальной собственности, политику в области инноваций, торговую, инвестиционную политику и создание благоприятного делового климата. Тем не менее достижение политического консенсуса не всегда дается быстро, часто возможны споры по поводу финансирования, поэтому некоторые государства, принимаясь за создание экономики знаний, начинают с небольших, но легко выполнимых шагов.

Поиск денег

Одна из стратегий – создание и поощрение создания инвестиционных фондов. Созданный в начале 90-х гг. фонд фондов Yozma (на иврите – «инициатива») получил от правительства Израиля $100 млн; из них $80 млн предназначались для инвестиций в создание новых венчурных фондов, а $20 млн – для прямых инвестиций в высокотехнологичные компании Израиля. Так, Yozma инвестировал $8 млн в частный венчурный фонд, распоряжающийся $12 млн, инвестированными израильскими и иностранными инвесторами. Менеджеры этого фонда получили право выкупа государственного пакета акций через пять лет.

В первые три года фонд Yozma способствовал появлению 10 венчурных фондов общей капитализацией $200 млн. Таким образом, благодаря фонду в Израиле, по сути, была создана венчурная индустрия.

Схема, по которой был создан фонд фондов Yozma, – великолепное решение для страны, испытывающей проблемы с доступом к капиталу, как это было в 1990-х гг. в Израиле: страна обладала надежными технологиями, но доступ к мировым рынкам был затруднен, а для создания предприятий и коммерциализации разработок не хватало средств. В то время израильские технологии базировались на военных разработках, переданных частному сектору. Среди других факторов, обусловивших успех, нужно упомянуть промышленную политику, которая предусматривала субсидирование научно-исследовательских работ. Кроме того, неожиданный позитивный эффект дала военная подготовка – во время службы молодые люди получали качественные технические знания и после увольнения из армии многие начинали заниматься бизнесом. Так было положено начало созданию предпринимательского класса.

Но стратегия создания фондов будет бесполезной, если страна испытывает проблемы с поиском и отбором проектов, т. е. качество и количество инвестиционных возможностей слишком низко, чтобы отвечать запросам инвесторов. К примеру, попытка создания фонда фондов в Чили обернулась разочарованием. Чилийские венчурные фонды осуществили всего несколько проектов. Виной тому – низкий уровень предложения, а не отсутствие денег в Чили.

Под низким уровнем предложения подразумевается не только качество имеющихся технологий, но и нехватка хороших менеджеров и специалистов для запуска проектов. В России, например, сложно привлечь хороших предпринимателей и менеджеров в стартапы технологического сектора. У них есть гораздо более привлекательные возможности приложения сил, обещающие хорошую карьеру, более высокую зарплату и шанс быстро разбогатеть в ходе IPO в нетехнологических секторах, например в строительстве, розничной торговле, транспорте.

Но у правительства есть множество других инструментов для стимулирования инноваций, инвестиций и создания новых бизнес-единиц в сфере технологий, в чем можно убедиться на следующих примерах.

Поиск талантов

В 2005 г. чешское агентство по развитию бизнеса CzechInvest и американская компания Cadence Design Systems создали при Технологическом университете Брно центр ChipInvest. Он занимается привлечением талантливых инженеров со всей Центральной Европы для работы в компаниях, занимающихся производством компьютерных чипов.

ChipInvest сделал ставку на нехватку инженерных кадров для разработки аналоговых устройств. В 1980-х гг. цифровая революция сдвинула основной фокус от аналоговых технологий к цифровым, оставив первые в основном уделом Европы благодаря ее сильным позициям в автомобилестроении и телекоме – главных потребителях смешанных технологий.

ChipInvest на основе аутсорсинга выполняет работы для множества компаний. Центр работает с ограниченным кругом талантливых ученых, воспитанных во времена СССР. Изолированные от мира советские и восточноевропейские университеты концентрировались на работе с аналоговыми устройствами, так как были отрезаны от процессов, происходивших в других странах. В условиях ограниченных ресурсов и недостаточного финансирования инженерам приходилось применять всю свою изобретательность, чтобы достигать желаемых результатов с помощью подручных средств. Это умение сейчас в большой цене из-за усилившегося контроля за ростом издержек в Западной Европе. В итоге ChipInvest стал в области механики и микроэлектроники магнитом, притягивающим клиентов со всего мира.

Цифровизация страны

Эстония – одна из самых развитых в электронном отношении стран в мире. Произошло это благодаря быстрому освоению технологий гражданами и активной поддержке со стороны правительства. Чтобы ускорить переход страны в информационную эру, законодатели провели ряд реформ, стимулировавших инновационное и технологическое развитие в частном секторе.

Компания E-school поставляет программное обеспечение (ПО) эстонским школам. Учителя высылают оценки и сведения о посещаемости родителям на компьютеры или мобильные телефоны. Если ребенок не пришел в школу, родители немедленно получают сообщение или sms. Этот продукт создал новую рыночную нишу в Эстонии и открыл для E-school возможность продавать свою разработку на региональном и мировом рынках, поскольку ценность продукта уже подтверждена эстонскими пользователями.

Когда-то правительство Израиля обязало все дома страны обзавестись устройствами, нагревающими воду с помощью солнечной энергии. В итоге возникла целая экосистема местных производителей и поставщиков в области солнечной энергетики. Учитывая растущий интерес к альтернативным источникам энергии в ХХI в., дюжины новых стартапов в Израиле развивают технологии использования солнечной энергии и внедряют инновационные решения в области получения тепла, света и энергии от солнца для удовлетворения мировых потребностей.

Технологии для низкотехнологичной сферы

Действия новозеландского правительства свидетельствуют, что даже сельское хозяйство может извлечь выгоду из появления новых технологий и знаний. Кроме того, стратегия перехода Новой Зеландии от низкотехнологичной страны к высокотехнологичной иллюстрирует, как локальное стимулирование инноваций способствует развитию глобальной технологической индустрии.

В середине 1990-х гг. новозеландское правительство инвестировало в научные исследования в области биотехнологий, чтобы улучшить качество и ассортимент вина, вывести более перспективные породы коров и овец с большим процентным содержанием мяса и меньшим – жира. Упор был сделан на новые решения для агробизнеса страны, а не для глобальной индустрии биотехнологий, где у Новой Зеландии не было конкурентных преимуществ. Через пять лет финансируемые государством исследования принесли результаты, и венчурные компании занялись коммерциализацией этих разработок.

Сегодня новозеландское мясо и вино продаются в Австралии, Европе, Японии, России и США. Новозеландские компании продают технологии и консультационные услуги австралийским, европейским и американским производителям вина и животноводам. Это тот случай, когда выигрывают все.

В Израиле правительство законодательно стимулировало создание новых предприятий, чтобы уменьшить зависимость страны от импорта углеводородов, усилить безопасность страны, находящейся в весьма беспокойном регионе. Задачей эстонского правительства было ускорить интеграцию в мировую экономику после десятилетий изоляции при советской власти. Новозеландское правительство финансировало научные исследования, чтобы получить технологии, необходимые для выживания и развития одной из главных отраслей своей экономики.

Инициативы этих трех правительств заложили фундамент для создания инноваций в частном секторе. Стартапы, затеянные ради удовлетворения рыночного спроса, повысили уровень инноваций и креативности и принесли куда больше пользы, чем планировалось изначально.

Автор – гендиректор Innovative Ventures; профессор Американского института бизнеса и экономики в Москве; работал с правительствами Казахстана, Латвии, Словакии над созданием технологических венчурных фондов.