Без маски

36% российских компаний предпочитают не замечать эпидемии гриппа и не принимать никаких мер по его профилактике – к такому выводу пришли специалисты в результате опроса

«Большинство компаний обеспечивает профилактику и лечение от гриппа, предоставляя медполисы», – констатирует Тамара Котонская, начальник отдела медицинских программ «Ингосстраха». Посредством страховщиков компании проводят вакцинацию (стоимость на человека 420–450 руб.), организуют прием врачей в офисе и др.

Заболеваемость гриппом и ОРВИ только в Москве с 25 февраля по 2 марта выросла еще на 12,5%, и, таким образом, до преодоления эпидемического порога осталось только 4,3%, говорится во вчерашнем сообщении Роспотребнадзора по Москве.

В российском законодательстве практически нет положений, обязывающих работодателей проводить вакцинацию против гриппа, а работников – вакцинироваться в обязательном порядке, – комментирует Ольга Сорокина, замруководителя департамента трудового права NS Consulting. – Хотя согласно ст. 5 федерального закона от 17.09.1998 № 157-ФЗ «Об иммунной профилактике инфекционных заболеваний» гражданину может быть отказано в трудоустройстве в случае отсутствия прививок, когда речь идет о работе в сельскохозяйственных, медицинских и образовательных учреждениях».

По доброй воле

В ряде компаний, связанных с клиентским бизнесом, считают необходимым контролировать заболеваемость гриппом вне зависимости от законодательства. «Мы отслеживаем состояние аптечек в офисе, – отмечает Ольга Вечтомова, директор по персоналу компании Sodexho. – Что же касается вакцинации, то не требуем ее в обязательном порядке».

Обязаловки нет и в банках. Это подтверждает Михаил Геллер, глава управления по связям с общественностью Оргрэсбанка: «Контролировать заболеваемость и отслеживать статистику сложно еще и потому, что в листках нетрудоспособности информацию о типе заболевания сейчас не указывают».

Раскошелились

На заводе Alcoa в Белой Калитве накануне нынешней эпидемии гриппа была проведена вакцинация работников, на которую потратили 563 418 руб., а на Самарском металлургическом заводе (СМЗ) Alcoa вакцинировали 3235 работников ваксигриппом (стоимость вакцины на одного человека – 290,8 руб.). Еще, по словам Руслана Ильясова, директора по персоналу «Alcoa Россия», в программу борьбы с предстоящей эпидемией в Alcoa входили мероприятия по уменьшению запыленности производственных помещений, обеспечение необходимой спецодеждой лиц, работающих на открытом воздухе, организация мест для согрева, закупка одноразовых масок и предписание об отмене массовых мероприятий на период эпидемии.

«Мы стараемся убедить как можно больше людей сделать прививку, – говорит Виктория Петрова, директор по персоналу UC Rusal. – На вакцинацию компания ежегодно тратит более $600 000. Еще мы проводим мероприятия по снижению заболеваемости ОРВИ, куда входят правильно организованное питание в заводских столовых с достаточным количеством витаминов, с добавлением, особенно весной, чеснока и лука, а также спортивные занятия в заводских секциях».

Что взамен

«Антигриппозная кампания – эффективная процедура, – считает Сергей Коновалов, HR-консультант компании «Хьюман кэпитал солюшнс» (официальный представитель Mercer в России). – Если допустить, что в компании со штатом 100 человек один человек (1%) ежегодно получает осложнение после гриппа, которое выводит его из строя на месяц (например, пневмония), то вакцинация всех сотрудников (стоимостью 300 руб. x 100 = 30 000 руб.) будет иметь условный экономический эффект при средней месячной зарплате 30 000 руб.». Эти расчеты не учитывают таких факторов, как упущенная прибыль из-за падения общей производительности, дезорганизации бизнес-процессов, снижения эффективности труда вследствие повышенной нагрузки на здоровый персонал и т. д.

В организациях с низкой средней ценностью труда (например, бюджетных), продолжает Коновалов, вакцинация, скорее всего, экономически не оправдана. А в компаниях со среднемесячной ценностью труда 25 000–30 000 руб. имеет экономический смысл прививать только высокооплачиваемых менеджеров. Но, увы, как раз среди них обычно самый большой процент «вакцинных скептиков».