«ЕБРР всегда будет играть роль якоря»

Новым президентом Европейского банка реконструкции и развития станет замминистра финансов Германии Томас Миров. Его кандидатуру во вторник поддержали министры финансов стран Евросоюза

Поддержка Евросоюза, которому принадлежит около 60% голосов в совете директоров ЕБРР, практически гарантирует Мирову назначение на пост президента банка на ежегодном собрании в мае. Миров сменит Жана Лемьера, возглавлявшего ЕБРР восемь лет. Конкурентами Мирова были бывший министр финансов Греции Яннос Паранониу, председатель ЦБ Чехии Зденек Тума и бывший председатель ЦБ Венгрии Дьёрдь Шураньи. Однако руководителями банка традиционно становятся представители Германии или Франции, которые в 1991 г. и решили основать банк. Лемьер был третьим французом на посту президента ЕБРР, Миров станет вторым немцем.

Миров родился в Париже. Был министром городского развития в правительстве федеральной земли Гамбург, затем руководил ее экономическим ведомством. На этих постах он реализовывал масштабные программы – например, проект стоимостью 2 млрд евро по расширению производственной базы Airbus, строительство нового терминала для крупнейшего грузового порта Германии. «В этих проектах я руководил операционной деятельностью, – поясняет Миров. – В итоге это дало мне очень детальное представление о том, как проекты развития могут влиять на всю экономику региона». Он уверен, что его опыт реализации проектов развития окажется гораздо полезнее в ЕБРР, чем опыт работы в центральном или коммерческом банке. «Я изучил историю управления ЕБРР и Европейского инвестиционного банка и знаю, что от кандидатов на руководящие посты там никогда не требовался опыт работы в банке», – говорит Миров.

В должности замминистра финансов он отвечал за координацию национальной и международной финансовой политики со странами «большой семерки». Входил в правление Всемирного банка и ЕБРР, был членом наблюдательного совета Deutsche Telekom и председателем Bafin – организации, регулирующей финансовый рынок ФРГ.

Миров возглавит банк, которому сегодня также требуются перемены. Некоторым бывшим подопечным его помощь больше не нужна. Чехия, вступившая в ЕС в 2004 г., в 2007 г. решила больше не брать кредиты ЕБРР. Еще семь стран, также ставших членами союза в 2004 г., перестанут получать его помощь в 2010 г. Через несколько лет реципиентами перестанут быть и Болгария с Румынией, присоединившиеся к ЕС в 2007 г. Критики, прежде всего из США, стали заявлять, что ЕБРР выполнил свою миссию, а значит, пора его расформировать и возвратить средства банка акционерам. Миров же уверен, что сегодня, в период мирового кризиса и роста цен на энергоносители, необходимость в услугах ЕБРР велика как никогда: «В мировой экономике наблюдается замедление, и это может затронуть страны, с которыми работает банк. В такой ситуации ЕБРР всегда будет играть роль якоря и обеспечивать надежность. Банку необходимо играть и важную роль на Балканах, Кавказе и в Средней Азии – регионах, от стабильности и процветания которых многое зависит в Европе».

С осторожностью Миров подходит и к предложениям о сворачивании присутствия ЕБРР в России, на которую приходится 40% кредитов банка. Но характер работы банка в России должен, по его мнению, измениться: «Мы заинтересованы в поддержке России, чтобы страна становилась чем-то большим, чем поставщик сырья и энергии. Но роль банка здесь не должна ограничиваться финансами. Работая с Россией, ЕБРР должен быть гарантом того, что страна уважает определенные нормы и что инвестиции других кредиторов находятся в сохранности».