Производственная травма: Целебная лень


Алене 29 лет. Ее рабочее место – маленький отсек в огромном офисе фирмы «1С», где она проводит 10 часов в день; дома – трехлетняя дочка, которая плохо спит, и вообще – быт. К концу дня Алена сильно устает: «Сложно сосредоточиться... все тело ломит, шея болит...» Поэтому два раза в неделю, пересиливая себя, Алена едет в бассейн «Чайка». Проплывает километр и бывает вознаграждена за подвиг: «Чувствуешь потом такую гордость... и легкость во всем теле. Нужно проплыть километр. Больше – тяжеловато. Меньше я себе не позволяю – толку не будет».

Вопреки Алениной уверенности, недавно выяснилось, что точная доза определяется совсем не так. Исследование, опубликованное в последнем номере Psychotherapy and psychosomatics, сообщает: есть способ существенно повысить эффективность спорта как лекарства от усталости. Все, что требуется, – вдвое ослабить целебную нагрузку.

Аспирант из университета Джорджия (США) Тим Пуэтц набрал прямо в кампусе группу испытуемых: 36 усталых, но в целом здоровых людей от 18 до 35 лет, занятых сидячей работой и не занятых регулярным спортом. Разделив добровольцев на подгруппы, он заставил их трижды в неделю появляться в его лаборатории для 20-минутных тренировок. Первая подгруппа крутила педали велотренажера со средней нагрузкой. Вторая – с вдвое меньшей. Третья сидела без дела – для контроля. Людям не давали общаться, чтобы они не заражали друг друга ни унынием, ни бодростью.

Ощущения усталости Пуэтц проверял при помощи психотестов; физическую натренированность – обычными способами, по пульсу. После всего периода исследования люди со средней нагрузкой чувствовали себя на 49% менее усталыми, чем контроль, а люди с малой нагрузкой – на 65%. Правда, как и ожидалось, люди со средней нагрузкой оказались более тренированными. И все же работа доказала, что физическая натренированность не связана с чувством бодрости, у которого скорее психическая природа и которое требует скорее малых нагрузок.

Как определить малую нагрузку? «Ну, это как для среднего, нетренированного, но здорового человека пройтись полчаса пешком, развлекаясь неспешной беседой», – ответил мне Тим Пуэтц. Действительно мало. Я поздравил Тима с удачной работой. Он сказал: «Да, я рад. Редко получается, что открытие имеет такое прямое отношение сразу ко многим людям».

Еще бы, ведь у нас у всех теперь есть ясный рецепт. Например, усталой Алене следует смело перевернуться на спину, поболтать с кем-то на соседней дорожке и проплыть вдвое меньше: толку лишь прибавится. С годами же стоит озаботиться будущим сердечной мышцы – и тогда, поступаясь психическим комфортом, – грести, грести и грести. Но это потом.