Растите, зайчики, растите

За разговорами о возрождении нашей анимации легко не заметить, что ее развитие грозит остановиться

Четыре дня Суздальского фестиваля вывели парадом почти все профессиональные мультфильмы, снятые в России за последний год. В разных номинациях соревновалось все, что только бывает: сложное, метафорическое авторское кино, детские циклы и телесериалы, которых за последние годы стало довольно много, полнометражные картины и прикладная анимация – рекламные ролики и клипы.

За последние лет пять-шесть, когда государство стало всерьез финансировать отечественную анимацию, производство мультфильмов у нас существенно выросло и все уже успели протрубить славу возрождению и погордиться успехами России на международных конкурсах. Но именно в этом году суздальский фестиваль обнаружил, что наступил кризис. Победителями и фаворитами фестиваля главным образом оказались режиссеры, получившие профессию в советские годы или в начале 90-х.

Гран-при ушел Ивану Максимову, еще в 93-м году получившему берлинского «Медведя». Теперь он в своей почти монохромной манере сделал на музыку Баха фильм «Дождь сверху вниз», где дождевой потоп кружит и уносит удивительных жителей горной деревни.

Второй приз получил трагический «Мальчик» екатеринбуржца Дмитрия Геллера, никогда не уезжающего с фестивалей без призов, – здесь предсмертные видения старой лошади смешались с подростковыми страхами жеребенка.

Третьим призом жюри наградило давно и успешно работающую Марию Муат за фильм «Он и она» – кукольное переложение гоголевской истории о старосветских помещиках.

Другими призерами или просто фаворитами стали авторы, работающие давно или выросшие в последние годы на немногочисленных наших больших студиях, где есть крупные режиссеры.

Но качество остальных фильмов вызывало отчаянье. Теперь, когда анимация очень востребована и всяк кому не лень стал затевать свой телесериал или даже полнометражный мультфильм, рассчитывая на успех и доходы, оказалось, что делать кино по большому счету некому. Основной поток фестивальной анимации продемонстрировал нам такую штампованную и сюсюкающую режиссуру неумех, такие вязкие и невнятные сценарии, такие девичьи тетрадки с мальчиками и зайчиками вместо фильмов, от которых зритель немедленно побежит на встречу даже с посредственной, но добротной зарубежной анимацией.

Бурный рост последних лет – результат экстенсивного развития отрасли. Все, что могло вырасти само, – выросло. Теперь пора создавать профессиональное образование, о чем давно озабоченно твердят классики нашей анимации.