Цитата недели


«Чубайс и все эти организации полностью оборзели сегодня».

Виктор Зубков, председатель правительства России

Председателю правления РАО «ЕЭС России» Анатолию Чубайсу на прошлой неделе впервые публично досталось от Виктора Зубкова, премьер-министра уходящего скоро в отставку правительства. В четверг при обсуждении вечной темы поддержки малого бизнеса Зубков вдруг напал на естественные монополии: «Чубайс и все эти организации оборзели полностью. Ни ФАС и никто другой не контролирует их работу». Премьер имел в виду плату за подключение к сетям новых потребителей, введенную с 2007 г. в регионах. Размер платы устанавливает Федеральная служба по тарифам. Инициатором введения платы выступали Чубайс и руководство Федеральной сетевой компании (ФСК), управляющей распредсетевым комплексом в регионах. Ее введением РАО хотело убить двух зайцев: исправить катастрофическое состояние сетей и побороть взяточничество за присоединение к сети без очереди.

Но это ударило по малому бизнесу: в ряде городов цена подключения к электросетям доходит до 50 000 руб. за 1 кВт, возмущался Зубков.

Предыдущие премьеры – Фрадков, Касьянов, Путин и др. так сильно Чубайса не обижали. Зато тормозили его планы по разделению РАО ЕЭС.

В 2001 г. правительство Касьянова утвердило план реформирования электроэнергетики, предполагающий выделение из РАО монопольных (сети и диспетчеризация) и конкурентных (генерация и сбыт) видов бизнеса. Тогда датой окончания реформы РАО назывался 2004 год. Сейчас – 1 июля 2008 г. Это потому, что Касьянов и Фрадков не спешили. Например, судьбоносное распоряжение правительства о создании оптовых генерирующих компаний (ОГК) Касьянов подписал только в 2003 г. – до этого почти год документ лежал в Белом доме. Самый длинный тайм-аут взял Фрадков, сменивший Касьянова в 2004 г. Но в мае 2005 г. случилась громкая авария на подстанции «Чагино», когда без света осталось пол-Москвы, а зимой 2006 г. были введены ограничения на потребление. Отрасли нужны инвестиции, повторял без устали Чубайс. В июне 2006 г. правительство Фрадкова дало добро Чубайсу на продажу допэмиссий акций генерирующих компаний (ОГК, ТГК). Половина из них уже продана за $30 млрд.

Зубкову тоже хотелось разобраться. Например, от него зависит принятие давно ожидаемого постановления правительства о запуске рынка мощности. Но времени у него, в отличие от предшественников, может быть не так много.