VW соберет десятину

Volkswagen хочет более чем втрое – до 10% – увеличить свою долю на российском рынке. Первым делом концерн пересмотрел мощность открывшегося в ноябре завода в Калуге со 115 000 до 150 000 автомобилей
Volkswagen калужской сборки будут дешеветь по мере увеличения производства/ Д. Гришкин

Об этом рассказал «Ведомостям» член совета директоров Volkswagen AG, отвечающий за производство, Йохем Хайцманн. Если изначально концерн хотел к 2010 г. собирать в Калуге 115 000 автомобилей в год, то теперь эта планка увеличена более чем до 150 000 машин в год. Сейчас обсуждается запуск третьей смены и работы по субботам, говорит Хайцманн. Российский рынок наряду с рынками Индии и США очень важен для Volkswagen, объясняет Хайцманн. И в среднесрочной перспективе, по его словам, Volkswagen Group хотела бы занимать на нем 10%.

Volkswagen

Автоконцерн. Производство – около 5,7 млн машин в год. Выручка – 108,9 млрд евро (2007 г.). Чистая прибыль – 4,12 млрд евро. В 2007 г. продал в России 32 002 автомобиля. С учетом марок Scoda, Audi, Seat, Bentley и Lamborghini продажи составили более 75 000 машин.

Завод Volkswagen под Калугой был запущен в ноябре прошлого года. Пока на нем собираются Skoda Octavia, Octavia Tour и Volkswagen Passat на конвейере мощностью 40 000 машин в год. Проект оценивается более чем в $1 млрд. На полную мощность завод должен выйти в 2010 г. На дополнительных мощностях Volkswagen рассматривает возможность запуска других моделей, в том числе специально разработанного для России автомобиля на базе Polo, говорит Хайцманн. Он скорее всего будет поставлен на конвейер в 2010 г.

Volkswagen намерен завоевывать Россию не только объемами. По мере локализации производства цены на машины будут снижаться, уверяет Хайцманн. На Skoda Octavia цены недавно были уменьшены примерно на 6%. Концерн ведет сейчас переговоры с поставщиками об их приходе в Россию, а также рассматривает варианты привлечения российских контрагентов, отмечает Хайцманн. «В идеале мы бы хотели, чтобы российские машины изготавливались из российского сырья», – говорит он. Но здесь есть ряд сложностей: уровень затрат в России на строительство выше, чем в Западной Европе, хотя зарплаты российских работников ниже, говорит он. С другой стороны, без локализации производства логистические затраты сильно растут.

Volkswagen не первый автоконцерн, который еще до окончания строительства своего завода в России решил увеличить мощности. General Motors, предприятие которой в Санкт-Петербурге заработает лишь в конце этого года, еще в прошлом году приняла решение об увеличении мощностей с 40 000 машин в год до 70 000, а сейчас думает еще об одном расширении. Suzuki Motor поначалу думала о выпуске в России 30 000 машин в год, но недавно объявила, что проектная мощность строящегося завода в Санкт-Петербурге к 2012 г. может достичь 100 000 машин в год.

Российский рынок в ближайшие годы должен стать крупнейшим в Европе, так что увеличение мощностей автоконцернами объяснимо, рассуждает аналитик «Капитала» Михаил Пак. Занять 10% рынка – весьма амбициозная задача для Volkswagen, полагает эксперт Ernst & Young Иван Бончев. В прошлом году этот показатель (вместе с брендами Scoda, Audi и проч.) был 3,2%. У лидеров – «АвтоВАЗа», General Motors и Ford Motor Company – доли рынка составили 28%, 11,0% и 10,9% соответственно.

Своей цели Volkswagen вполне может достичь, но не ранее чем через несколько лет, отмечает Бончев. Ведь в прошлом году в России было продано 2,37 млн новых автомобилей, и в ближайшие годы этот показатель будет неуклонно расти. Так что, даже если бы сейчас завод Volkswagen работал на полную мощность, доля рынка концерна не превышала бы 5%.