Узаконить недоплату

Страховщики получат право оплачивать ремонт пострадавших в ДТП автомобилей лишь частично. Такие поправки в закон об ОСАГО предложил обсудить Госдуме депутат и страховой лоббист Александр Коваль
Поправки Коваля лишают владельцев автомобилей права требовать компенсации всей суммы убытков от ДТП/ Reuters

Законопроект Коваль, по совместительству являющийся президентом Всероссийского союза страховщиков, внес в Госдуму 7 марта. Поправки (имеются у «Ведомостей») гласят, что компенсация по ОСАГО должна учитывать «износ заменяемых частей, узлов, агрегатов и деталей, подлежащих восстановительному ремонту». Кроме того, Коваль предлагает законом об ОСАГО освободить страховщиков от компенсации утраты товарной стоимости поврежденного в ДТП автомобиля.

Сейчас страховщики при выплате возмещения так и поступают. Но руководствуются они не законом, а правилами ОСАГО, которые утвердило правительство в 2003 г. Но в прошлом году президиум Высшего арбитражного суда (ВАС) признал выплаты с учетом амортизации (износа) не соответствующими законодательству. Национальная страховая группа (НСГ) оплатила своему клиенту по страховке каско полную стоимость ремонта автомобиля и потребовала у страховщика виновника ДТП – «НСГ-Росэнерго» компенсировать эту сумму. Суды всех инстанций отклонили иск. Но судьи ВАС решили, что правила ОСАГО противоречат закону. Ведь он «не предусматривает ограничения страховой выплаты в связи с состоянием, в котором находилось имущество в момент причинения вреда». Президиум ВАС обязал «НСГ-Росэнерго» возместить НСГ всю сумму убытков. «Получается, за одни и те же повреждения компенсация по каско выше, чем по ОСАГО», – пояснял «Ведомостям» председатель ВАС Антон Иванов. Впрочем, арбитражные суды рассматривают споры между компаниями, а автомобилисты судятся со страховщиками в судах общей юрисдикции, которые не обязаны учитывать решение ВАС, добавлял Иванов.

Это и подтверждается судебной практикой, замечает директор департамента страхования автотранспорта московской дирекции «Росно» Сергей Абалакин. По его словам, суды общей юрисдикции принимают решения, опираясь на правила ОСАГО, т. е. подтверждают право компании платить с амортизацией. Что касается УТС, то ее страховщики возмещают, только если такое решение принял суд, добавляет Абалакин. По расчетам директора по продажам «Энергогаранта» Владимира Новоселова, если менять нынешний принцип выплат на «новое за старое», тарифы на ОСАГО нужно повышать на 30%.

Судьба законопроекта Коваля пока неясна. Ни комитет Госдумы по финансовым рынкам, ни правительство не оценивало поправки, говорит замдиректора департамента Минфина Вера Балакирева. Председатель финансового комитета Владислав Резник затруднился оценить вероятность принятия поправок: «Проблема есть, страховщики грозят банкротствами и уходом с рынка, будем думать, как ее решать». Поправок Коваля Резник и Балакирева, по их словам, не видели. Близкий к администрации президента чиновник считает, что решение по этому вопросу должно приниматься вместе с определением ставок тарифа. Сейчас, напоминает он, в Минфине находятся предложения страховщиков по повышению базовой ставки тарифа (с 1980 руб. до 2417 руб.) и отдельных региональных коэффициентов.

Если поправки Коваля по износу будут приняты, жалоб на страховщиков в Росстрахнадзор вряд ли станет больше, а вот число недовольных законом может увеличиться, допускает руководитель Росстрахнадзора Илья Ломакин-Румянцев: «Чем более точные формулировки прописаны в законе, тем проще, ведь проблема возникла не на пустом месте, а из-за отсутствия четких пояснений».

Связаться с Ковалем вчера не удалось – его мобильный телефон не отвечал.