Запахло керосином

«Аэрофьюэлз» расширяет региональную сеть аэропортовских топливно-заправочных комплексов (ТЗК). Трудности с местными властями и аэропортами компания научилась решать с помощью ФАС

Недавно Ассоциация эксплуатантов воздушного транспорта направила в Минтранс предложение обязать аэропорты с пассажирооборотом более 1 млн человек в год иметь не менее двух ТЗК, говорит директор департамента по связям со СМИ «Аэрофлота» Лев Кошляков (пассажирооборот «Толмачево» в 2007 г. – 1,9 млн человек). Сейчас прорабатывается нормативная база, подтвердил сотрудник пресс-службы Росавиации. В России 10 аэропортов, в которых более одного ТЗК, добавляет руководитель аналитической службы агентства «Авиапорт» Олег Пантелеев.

ООО «Аэрофьюэлзгрупп»

Топливо-заправочная компания. Владеет сетью из 12 ТЗК в аэропортах России. Выручка за 2006 г. – 1,283 млн руб. Доходы от участия в других организациях – 2,472 млн руб. Чистая прибыль за 2006 г. – 1,758 млн руб. («СПАРК-Интерфакс»).

На этот раз «Аэрофьюэлз» решила поторопить с помощью антимонопольного ведомства администрацию аэропорта «Толмачево». Гендиректор ТЗК «Аэрофьюэлз» (входит в ООО «Аэрофьюэлзгрупп») Юрий Миняйло утверждает, что не может добиться разрешения на работу в новосибирском аэропорте с конца 2007 г. В январе компания пожаловалась в ФАС, а затем в Росавиацию.

Миняйло пояснил, что с 1992 до 2003 г. «Аэроджет-Толмачево» (60% у «Аэрофьюэлз», 40% у «Толмачево») арендовало резервуар у единственного сейчас в «Толмачево» топливного оператора – «Аэропорт-сервис» (ЗАО, 50% плюс 1 акция принадлежит «Газпром нефти). «С нами не продлили договор аренды, мы решили создать собственную инфраструктуру и купили склад ГСМ вблизи аэропорта», – рассказал Миняйло. На реконструкцию склада (2000 куб. м) и закупку трех заправщиков (в общей сложности 102 куб. м) компания, по его словам, потратила 140 млн руб. Открывшийся в 2004 г. новосибирский филиал ТЗК «Аэрофьюэлз» владеет имуществом нового комплекса и имеет сертификат на услуги по приему, хранению и выдаче топлива, у «Аэроджет-Толмачево» – сертификат ГосНИИ гражданской авиации и Федерального агентства воздушного транспорта на заправку авиасудов.

Годовой объем реализации авиатоплива в «Толмачево» Миняйло оценивает в 300 000 т, «Аэрофьюэлз» рассчитывает продавать 30 000–40 000 т в год.

Заместитель руководителя УФАС по Новосибирской области Александр Ельчанинов сказал «Ведомостям»: «Толмачево» предупредили, что может быть возбуждено дело, если после предоставления всех документов «Аэрофьюэлз» не получит разрешения на работу. В пресс-службе «Росавиации» сообщили, что руководитель этого ведомства Евгений Бачурин 19 февраля направил гендиректору «Толмачево» Алексею Чертенкову письмо с требованием «в кратчайшие сроки» допустить ООО «Аэроджет-Толмачево» к заправке воздушных судов. Чертенков от комментариев отказался, а его заместитель по корпоративному развитию «Толмачево» Алексей Артемьев объяснил, что пакет предоставленных документов «Аэрофьюэлз» неполный (не хватает некоторых документов по персоналу, неправильно оформлены документы на автопарк). Директор филиала «Аэрофьюэлз» в Новосибирске Елена Стаценко настаивает: полный пакет документов был в распоряжении «Толмачево» 6 февраля.

Начальник отдела корпоративного права юридической компании «Яковлев и партнеры» Майя Чудутова считает, что действия «Толмачево» могут содержать признаки нарушения закона «О защите конкуренции», запрещающего «создание препятствий доступу на товарный рынок другим хозяйствующим субъектам».

Тариф на заправку 1 т топлива у «Аэропорт-сервиса» – 24 860 руб., говорит гендиректор компании Юрий Шишков (среднероссийские – 22 000–23 000 руб., по данным гендиректора компании Infomost Бориса Рыбака). Миняйло обещает держать цену ниже, но не уточнил, на сколько. Член советов директоров «Толмачево» и «Аэропорт-сервиса» Алексей Васильченко говорит, что из-за нового игрока «Аэропорт-сервис» цены менять не будет.

В 2005 г. «Аэрофьюэлз – Нижний Новгород» уже жаловался в Нижегородское УФАС на мэрию Нижнего Новгорода, которая отказывалась выдавать компании разрешение на проектирование ТЗК. ФАС признала мэрию нарушившей антимонопольное законодательство. В 2007 г. кемеровское ООО «ТЗК «Международный аэропорт Кемерово» (ТЗК МАК, входит в «Сибирский деловой союз», владеющий аэропортом) отказывалось продлевать с кузбасской «дочкой» «Аэрофьюэлз» договоры на перемещение авиатоплива и услуг по наливу топливозаправщиков керосином. Кемеровское УФАС предписало ТЗК МАК вновь заключить договоры с «Аэрофьюэлз».