Компания недели: Необратимость


Рыночная капитализация одной из крупнейших финансовых корпораций мира – Citigroup упала ниже ее собственного капитала (book value). Последний на конец 2007 г. составлял $22,74 в расчете на акцию, или $123,7 млрд. Вчера в 19.30 МСК акции Citi стоили $22,2, а капитализация составляла $115,69 млрд.

Столько акции стоили в конце 1998 г., вскоре после того, как в результате слияния Citicorp и страхового гиганта Travelers Group появился финансовый супермаркет Citigroup.

Citi стала одной из главных жертв ипотечного и кредитного кризиса, и ее капитализация за год по начало марта 2008 г. упала более чем на 50%. В 2007 г. она списала $22,2 млрд и зарезервировала на покрытие потерь по кредитам $17,4 млрд (в 2006 г. – $6,7 млрд).

Акционерам Citi выгоднее ликвидировать компанию – в этом случае они получат за свои акции больше денег, чем те сегодня стоят. Это, правда, чисто теоретическая возможность. Гендиректор Викрам Пэндит заявил, что у Citi достаточно капитала после того, как она привлекла $22 млрд у сторонних инвесторов, в том числе от госинвестфондов Абу-Даби, Сингапура и Кувейта.

Похоже, масштабная экспансия Citi во многие страны и секторы финансового рынка сыграла с компанией злую шутку: она стала столь велика, что ее сложно контролировать. В этом десятилетии почти не было года, чтобы в Citi не разразился скандал. Она активно работала с Enron, WorldCom, Adelphia и Parmalat, фальсифицировавшими бухгалтерскую отчетность, за что потом заплатила миллиарды долларов штрафа. Больше остальных банков ($400 млн) выплатила по делу о конфликте интересов между аналитическим и инвестбанковским подразделением. Регуляторы Японии отозвали лицензию у местного подразделения частных банковских услуг Citi, ее трейдеры провели сделку «Доктор Зло», обрушившую рынок европейских гособлигаций. ФРС США даже на год запретила Citi проводить поглощения. И вот теперь – потери на ипотечном рынке (больше списал только Merrill Lynch – $23 млрд).

По всему миру у Citi 370 000 сотрудников. Из глобальных банков близко стоит только HSBC (312 000); у J.P. Morgan Chase – 170 000, Barclays – 134 000, UBS – 80 000. Пэндит намерен сократить 25 000 человек и реорганизовать (и, возможно, продать) низкоэффективные подразделения. Похоже, необходимость в этом действительно назрела.