Русские аргонавты

Третьяковка открыла очень красивую выставку – яркая, праздничная живопись русских художников начала ХХ в. показана по случаю столетия одной из выставок журнала «Золотое руно»

Литературно-художественный журнал «Золотое руно» выходил в Москве недолго – с 1906 по 1908 г., но успел остаться в истории русской культуры. Его издатель-редактор Николай Рябушинский, богач и мот, собрал вокруг журнала лучших писателей и художников своего времени, выписал из Франции художественного критика, устраивал грандиозные выставки и закатывал выдающиеся банкеты. И когда недовольные творческими амбициями Рябушинского Андрей Белый («достаточно чести ему журнал субсидировать; он самодур и бездарность, не должен в журнале участвовать») и Валерий Брюсов ушли из редакции, их место заняли Иван Бунин и Борис Зайцев.

«Золотое руно» было так роскошно по оформлению и содержанию, что через 100 лет можно сделать на его материалах выставку-праздник.

Экспозиция в зале Третьяковки на Крымском Валу делится на две части. По периметру расположены материалы, посвященные самому журналу, и тут в качестве иллюстраций к напечатанным в нем статьям собраны русские иконы, эскиз Александра Иванова, графика художников «Мира искусства», работы Николая Рериха и ставшая хрестоматийной галерея графических портретов русских поэтов и писателей, созданных для «Золотого руна» лучшими художниками. В том числе и портрет Валерия Брюсова, который Рябушинский лично заказал Михаилу Врубелю, приехав к нему в психлечебницу.

В центре же зала на выгородках, окрашенных в сложный голубой цвет, представлена живопись художников, участвовавших в выставках, организованных журналом. Первой из них была «Голубая роза», поэтому зал украшают картины Кузьмы Петрова-Водкина, Петра Уткина, Павла Кузнецова и Мартироса Сарьяна, представляющие русский символизм в его нескольких эффектных произведениях.

Для выставки 1908 г. «Салон «Золотого руна» неугомонный Рябушинский выписал из Парижа сотню картин модных художников, которые, по мнению современников, затмили своих русских подражателей.

В Третьяковке не стали повторять его ошибку и французскую живопись показали скромно – несколькими одолженными из Пушкинского музея картинами. Так что прекрасный натюрморт Гогена и восхитительная «Дама в черных перчатках» Ван Донгена не мешают радоваться яркой, жизнеутверждающей и декоративной русской живописи мастеров «Бубнового валета» и особенно – незасмотренным картинам Михаила Ларионова и Натальи Гончаровой.

Выставка получилась исключительно радостной. Благодаря обожавшему внешние эффекты Рябушинскому публике опять устроен праздник.