Пятилетки прорыва

К 2020 г. жизнь в России будет соответствовать ее статусу – великой державы. Страна станет одновременно и социально ориентированной, и инновационной, и энергетической
Д. Гришкин

«Ведомостям» удалось ознакомиться с новой версией Концепции социально-экономического развития России до 2020 г. (от 12 марта), над которой Минэкономразвития работает почти год. В мае документ снова должен быть в правительстве.

Из нового варианта исчезли разные сценарии развития. Действующий президент Владимир Путин в феврале заявил, что выбора нет – придется становиться великой инновационной социально ориентированной державой, не отказываясь и от конкурентных сырьевых преимуществ.

Стратегическая цель – уровень, «соответствующий статусу России как ведущей мировой державы XXI в., с привлекательным образом жизни», говорится в концепции. Подпункт о развитии человеческого потенциала расширен до главы, она предшествует главам о развитии экономики, конкурентоспособности, о внешней политике.

С 8-го места в мире по объему подушевого ВВП по паритету покупательской способности ($13 700) Россия к 2020 г. перейдет на 5-е ($30 000). Средняя зарплата вырастет с $526 до $2700, соотношение средней пенсии к зарплате – с 25% до 30%, продолжительность жизни достигнет 75 лет. Средний класс превысит 50% населения, на семью из трех человек будет приходиться не менее 100 кв. м жилья. К 2025 г. в России будет жить 145 млн человек. Госрасходы на образование и здравоохранение дойдут до уровня развитых стран: с 4,6% ВВП (2006 г.) до 5,5–6% ВВП и с 3,9% до 6,5–7% ВВП соответственно.

Преобразования пройдут в три этапа. 2008–2012 годы – подготовка к прорыву, 2013–2017 годы – сам прорыв, с 2018 г. начнется закрепление и расширение достигнутого.

В течение первой пятилетки государство будет усиленно инвестировать в образование врачей, осуществит переход на оплату за объем и качество медицинских услуг.

Появятся новые стандарты образования: техникумы будут готовить специалистов-бакалавров. Будет построено 15 университетских кампусов, предстоит добиться международной аккредитации российских образовательных программ.

В следующую пятилетку поликлиники и больницы начнут конкурировать за пациентов, приоритетом медицины станет профилактика.

Система образования пополнится 6–8 научно-образовательными комплексами мирового уровня, мигранты станут проходить квалификационную сертификацию, а каждый четвертый работающий россиянин будет регулярно переобучаться.

К 2015 г. «будет решена в основном проблема беспризорности»: упростится усыновление и прием детей в семьи.

К 2020 г. одинокие пенсионеры будут полностью обеспечены уходом: государство будет развивать систему некоммерческих организаций. Смертность сократится в 1,5–2 раза, доступность высокотехнологичной медпомощи возрастет с 10–20% до 70–80%.

Зарплата врачей и учителей станет как в коммерческом секторе.

Развитие патроната, системы ухода за пожилыми требует от государства не столько денег, сколько качества работы, замечает Евгений Гонтмахер из Института экономики РАН, а чтобы качественно улучшить здоровье людей к 2020 г., финансирование в 7% ВВП необходимо на 10 лет раньше.

Выстраивание системы непрерывного образования без госинвестиций невозможно, говорит проректор ГУ-ВШЭ Андрей Яковлев: повышение квалификации инженеров бизнесу самостоятельно не потянуть. Идея бакалавриата на базе техникумов обсуждалась еще в начале 2000-х: из-за усложнения технологий потребность в высшем образовании растет даже у рабочих. Но без интеграции техникумов с вузами качество бакалавриата может оказаться сомнительным, заключает Яковлев.