Люди хотят есть быстрее

Быстрее всего на рынке общепита растут демократичные сегменты. Они активно занимают фудкорты в новых торговых центрах

В прошлом году оборот общепита увеличился на 10,5% по сравнению с 2006 г. до 30,8 млрд руб., сообщает Комитет экономического развития. Годом раньше рынок вырос на 4,7%. В городе действует 5912 предприятий общепита, из них 37,3% – заведения быстрого питания. В 2007 г. открылось 480 предприятий.

Директор по маркетингу сети «Чайная ложка» Игорь Колынин оценивает рост рынка в 20–30% в год. С ним согласен Владислав Дудаков, президент сети кофеен «Кофе хауз». Рост происходит за счет фастфуда и повседневного питания (casual dining), замечает Андрей Петраков, исполнительный директор «Ресткон».

По данным КЭРППиТ, около 1100 предприятий работают в Центральном районе, в следующем за ним по численности Петроградском – всего около 600. Новые заведения в центре открывать уже сложно, говорит Дудаков. Арендная плата за некоторые помещения удвоилась, рентабельность становится нулевой, сетует Колынин. Даже на Пионерской просят 250 у. е. за 1 кв. м в месяц, возмущается Ольга Завальская, директор по маркетингу «ПСК-холдинга» (управляет ресторанами «Фрикадельки» и «Две палочки»). Высокая арендная плата и скученность заставляют сети уходить на периферию, где самые перспективные места – фудкорты в ТРК, резюмирует она. Аренда в ТРК, по словам Колынина, стоит порядка $100 за 1 кв. м. Сеть платит только за место для кухни, а это в среднем 60 кв. м по сравнению с 150–200 кв. м в обычном кафе, говорит он. В спальных районах «Кофе хауз» открывает кофейни только на фудкортах, рассказал Дудаков. Количество сетей общепита за последние годы заметно увеличилось, новые игроки начинают именно с фудкортов, отмечает гендиректор УК «Атлантик-сити» Сергей Швецов. Если бы не ТРК, сетевым заведениям негде было бы развиваться, констатирует Петраков. По данным Knight Frank, в 2007 г. открылось 33 ТРК.