Новинки книжных развалов Во главе революции


Гэри Хэмел

СПб.: Bestbusinesbooks, 2008. 365 с.

«В последние годы, открывая финансовый журнал, читатель всякий раз ощущал, что он переносится в парк Юрского периода, – пишет профессор Гэри Хэмел и расшифровывает: – Куда ни глянь, брачные игры динозавров: Exxon и Mobil, BP и Amoco, J.P. Morgan и Chase Manhattan <...>». Открывая «Ведомости», можно найти схожие примеры и в России.

У этих сделок, по мнению Хэмела, похожий сценарий: сначала от ожидания будущих выгод курс акций подскакивает, «топ-менеджмент приобретенной компании получает щедрое вознаграждение, а в последующие месяцы обычная в таких случаях неразбериха и все возрастающие затраты на интеграцию ликвидируют практически все ожидавшиеся выгоды. Проще говоря, нет причин надеяться, что увеличение размеров сделает компанию более прибыльной». Инновации для таких монстров – постоянная головная боль. Во многом, по мнению автора, это происходит из-за синдрома Горбачева: «Заботливый неортодоксальный лидер наверху и море недовольных внизу». «Подобно Горбачеву, CEO хочет, чтобы организация приспосабливалась и изменялась. Точно так же обычные граждане жаждут лучшей жизни, – считает Хэмел. – Для них очевидно, что система не работает. Труднее всего убедить тех, кто посередине, – градоначальников, номенклатуру, вице-президентов, напуганных новым порядком».

Для всех читателей – пуганых и непуганых – Хэмел рисует схему бизнес-модели любой организации, состоящую из четырех компонентов: ключевой стратегии, стратегических ресурсов, клиентского интерфейса и ценностной сети. Но наиболее удачно автором прописаны усилители, способные «поднять прибыль на заоблачную высоту». Профессор также группирует их в четыре категории: увеличивающаяся отдача; выключение конкурентов; стратегическая экономия и стратегическая гибкость.

Эти критерии отлично иллюстрирует новая бизнес-модель французской косметической сети Sephora. «Зайдите в любой магазин Sephora – и вы будете потрясены до глубины души, – пишет профессор. – Перед вами стена с видеомониторами. Персонал одет в черное, у каждого одна черная перчатка, чтобы изящные флаконы с духами выглядели лучше. Работа продавцов на голом окладе. Магазин в черно-белых тонах и весь словно вылизан. Там вы найдете книги, журналы и видео про красоту, стихи, начертанные на блестящих колоннах, и более 600 брендов».

Возможно, кто-то из читателей воспользуется бизнес-моделью, описанной автором, кто-то решит изобрести свою, кто-то обратится к опыту серийных предпринимателей. Неизвестно, что лучше. Но вовсе не обязательно, как пишет Хэмел, «придерживаться грабительской тактики или становиться главарем воровской шайки, чтобы создать бизнес-концепцию, приносящую монопольные прибыли».