Новый старый финский лекарь

Финский фармдистрибутор Oriola-KD выходит на российский рынок, купив 75% поставщика «Морон» и аптечной сети «Старый лекарь»

ORIOLA-KD

фармдистрибутор. Выручка за 2007 г. – 1,3 млрд евро, чистая прибыль – 23,7 млн евро. Крупнейшие акционеры – Varma Mutual Pension Insurance Company (4,62% голосующих акций), Mutual Insurance Company Eläke-Fennia (4,18%), Ilmarinen Mutual Pension Insurance Company (4,11%).

Вице-президент по коммуникациям Oriola-KD Пеллерво Хямяляйнен сообщил, что компания подписала соглашение о приобретении 75% ООО «Витим и Ко», управляющего аптечной сетью «Старый лекарь», и 75% ООО «Морон». Сделку планируется закрыть в апреле. Ее сумма составит от $70 млн до $90 млн и будет зависеть от финансовых показателей компаний в начале 2008 г., уточнил менеджер.

ООО «Морон» и ООО «Витим и Ко» принадлежат на паритетных началах бизнесменам Игорю и Олегу Яньковым. Сообщить, чьи конкретно доли приобрела компания, Хямяляйнен отказался, однако уточнил, что в 2010 г. Oriola-KD намерена докупить оставшиеся 25% дистрибутора и аптечной сети, стоимость доли будет определена исходя из финансовых результатов 2009 г.

Менять руководителей приобретенных компаний пока не планируется. По словам Хямяляйнена, интерес к российскому рынку обусловлен быстрыми темпами роста (рост аптечных продаж в 2007 г. «Фармэксперт» оценивает в 16,5%, маркетинговое агентство DSM Group – в 23%, рост всего рынка с учетом госпрограмм оценивают в диапазоне 6–13%). Сейчас Oriola-KD работает в Финляндии, Швеции, Дании и странах Балтии. Хямяляйнен также не исключил дальнейших приобретений в России, добавив, что окончательное решение будет зависеть от финансовых показателей «Морона» и «Старого лекаря». В «Мороне» и «Витим и Ко» от комментариев отказались, однако факт сделки подтвердил источник, близкий к «Морону», а также профильные аналитики.

По данным «Фармэксперта», в сеть «Старый лекарь» (выручка в 2006 г. – 2,14 млрд руб., чистая прибыль – 1 млн руб.) входят 130 аптек, в топ-10 аптечных сетей она занимает 9-е место с долей 1,13%. «Морон» (выручка в 2006 г. – 10,28 млрд руб., чистая прибыль – 105,99 млн руб.) в 2007 г. занял 8-е место в топ-10 дистрибуторов с долей 4,77% (с учетом программы дополнительного лекарственного обеспечения льготников).

Интерес к «Морону» и «Старому лекарю» Хямяляйнен объяснил желанием создать в России и розничное, и дистрибуторское подразделения. Гендиректор DSM Group Александр Кузин согласен, что более интересным активом являются именно аптеки. Переговоры с иностранными компаниями сейчас также ведут крупнейшие российские дистрибуторы – «СИА интернейшнл» и «Протек». «Дистрибуторская деятельность становится все менее выгодной из-за постепенного снижения наценок, и поэтому компании вынуждены либо диверсифицировать бизнес, либо искать глобальных партнеров», – полагает директор по маркетингу дистрибутора «Катрен» Игорь Чуднов.