Преемник разногласий

Медведев получил в наследство комплекс нерешенных российско-американских проблем – от ПРО в Восточной Европе до договора о стратегических вооружениях. Шансов на решение этих вопросов в ближайшие годы мало, считают эксперты
AP

Прибывшие в Москву госсекретарь США Кондолиза Райс и министр обороны Роберт Гейтс посвятили вчерашний день общению с российскими президентами – действующим и избранным. С Дмитрием Медведевым гости обсудили двусторонние отношения и ситуацию в России.

На встрече с Владимиром Путиным речь шла о письме американского лидера Джорджа Буша российскому президенту. «Мы внимательно его проанализировали, и если нам удастся договориться по основным его положениям, то можно считать, что наш диалог развивается продуктивно», – сказал Путин, открывая встречу.

Как сообщил представитель Пентагона агентству Reuters, в письме была описана повестка переговоров Райс и Гейтса в Москве.

По словам источника, близкого к МИДу, в письме, переданном послом США, Буш описал свое видение развития российско-американских отношений. Одна из ключевых тем письма – пролонгирование двусторонних договоров, в частности договора СНВ-2, срок действия которого истекает в декабре 2009 г., рассказывает источник. Россия выступает за то, чтобы его сменил юридически обязательный документ с механизмами контроля, но американцы выступают за более размытое соглашение, которое может открыть дорогу гонке вооружений.

Упомянута в письме Буша и ситуация вокруг развертывания ПРО в Восточной Европе. «Но ничего нового на эту тему американская сторона не сформулировала, ограничившись заверениями о безопасности проекта», – говорит источник. США до сих пор не дали России ответа на предложение использовать для оценки ракетной угрозы из Ирана Габалинскую РЛС в Азербайджане и новый радар в Армавире.

Вопреки ожиданиям Москвы Гейтс и Райс не привезли новых предложений о развертывании ПРО в Восточной Европе, говорит источник в Минобороны. В прошлом году на аналогичных переговорах в октябре американцы предложили российским военным в будущем инспектировать объекты ПРО в Восточной Европе и обещали не загружать противоракеты в шахты до времени, пока иранская угроза не станет реальной, добавляет он.

«Американцы уже приняли принципиальное решение создать систему ПРО и будут развивать ее вне зависимости от того, выступает Россия за или против», – говорит замдиректора Института США и Канады РАН Виктор Кременюк. На компромиссы администрация Буша идти не хочет, а ядерное разоружение находится на периферии внимания всех кандидатов в президенты США, добавляет эксперт Центра по изучению проблем разоружения Евгений Мясников. Это делает заключение новых соглашений по разоружению до истечения срока СНВ-2 крайне маловероятным, считает эксперт.

США фактически тратят на обновление своего ракетно-ядерного потенциала значительно больше средств, чем Россия, говорит эксперт Центра анализа стратегий и технологий Михаил Барабанов, поэтому российское руководство гораздо больше заинтересовано в заключении новых соглашений о стратегических вооружениях.