Филиалы купят топ-менеджеры

Нижегородская «Метэкспо» будет продавать вновь создаваемые филиалы местным управляющим, а на вырученные деньги открывать новые

О нестандартной схеме расширения бизнеса рассказал «Ведомостям» председатель совета директоров компании Георгий Кузьмичев. До 2010 г. планируется открыть около 100 филиалов. Получив в свое распоряжение существенную часть прибыли, управляющие филиалами должны выкупить бизнес у «Метэкспо» в течение 1,5–2,5 года, пояснил Кузьмичев.

Инвестиции в создание одного отделения директор «Магазина готового бизнеса» Юрий Кузьмичев оценивает в 3 млн руб., продажную стоимость – примерно в 30 млн руб.

В декабре 2007 г. компания продала нижегородское, воронежское и самарское отделения, на базе которых образованы общества с ограниченной ответственностью. К концу 2008 г. «Метэкспо» планирует создать и продать еще 10 отделений продаж, говорит Георгий Кузьмичев. По его словам, с новыми собственниками компания заключает договор о долгосрочном сотрудничестве и предоставлении сервиса в поставках металлопроката с фиксированной наценкой в 4%. «Метэкспо» предоставила мне рассрочку на покупку бизнеса (по словам Кузьмичева, под 12% годовых в рублях. – «Ведомости), рассказал владелец ООО «Самарское отделение продаж» Андрей Чесноков, прежде управляющий самарским филиалом «Метэкспо».

По словам Чеснокова, продажи его компании растут более чем на 20% в месяц, а оборот с декабря 2007 г. вырос с 11 до 15 млн руб. в месяц.

В 2007 г. «Метэкспо» также открыла филиалы в Ярославле, Казани и Ростове-на-Дону.

«Метэкспо», которая сейчас оценивает свою долю в спотовом сегменте российского рынка металлопроката в 0,5%, до конца 2010 г. надеется занять не менее 25%. При условии открытия 100 отделений к 2010 г. компания сможет занять 10–15%, считает заместитель гендиректора нижегородского филиала компании «Торгцветмет» Василий Тимченко.

Наши продажи растут более чем на 20% в год, но мы предпочитаем открывать торговые площадки, которые отличаются от филиала меньшим штатом, рассказала начальник отдела маркетинга «Тиссенкрупп материалс» Ирина Шикина.

Схема выгодна и новым собственникам, которые получают собственный прибыльный бизнес, и «Метэкспо», получающей средства на расширение сети, говорит Тимченко. Конъюнктура для расширения в условиях строительного бума удобная (см. диаграмму), компания ее не упускает, говорит аналитик «Финама» Денис Горев.