Наследники по кривой

Балет Антонио Гадеса привез легендарные спектакли своего основателя. Воспоминания о великом танцовщике затмили мастерство его последователей

К Антонио Гадесу труппа, приехавшая на гастроли, отношение имеет далеко не прямое. Танцовщик собрал ее, когда узнал, что неизлечимо болен, – чтобы передать профессиональное наследие. Однако свои первые спектакли компания показала только через полтора года после смерти Гадеса – в начале 2006 г. С тех пор она живет в гастрольном режиме, прокатывая по миру спектакли своего основателя.

В Москву андалузцы привезли «Кармен» и «Кровавую свадьбу» – спектакли, в свое время превращенные Карлосом Саурой в фильмы. Там под гитару Пако де Лусии возникает великое противостояние танцовщика с его незабываемой партнершей Кристиной Ойос, оборачивающееся их поединком с искусством, в котором победу одерживает фламенко – фантастическое по лаконизму и выразительности.

На сцене же «Кровавая свадьба» превращается в драмбалет. Только поэма Лорки о женщине, в день свадьбы ушедшей от жениха к другому мужчине, пересказывается не вскоками на пуанты, а дробями, которые в изобилии летят из-под каблуков всех участников спектакля.

Театральный вариант «Кармен» больше приближен к киноверсии – вероятно потому, что создавался практически параллельно с ней. Но и в нем современные исполнители выглядят картонными, хотя история Кармен перенесена в танцевальный зал, где за звезду борются хореограф и танцовщик-премьер. Артисты тщательно воспроизводят не только рисунок танца и амплитуду жеста, но даже сами типажи первых исполнителей: если не пользоваться биноклем, Адриана Галия в первые мгновения можно принять за Гадеса – та же точеная сухая фигура, копна непослушных волос, нервное лицо с впавшими щеками; Стелла Араузо, успевшая потанцевать с самим Гадесом и теперь руководящая труппой, земной мощью и первобытной страстностью напоминает Ойос. И все же мертвая телевизионная запись первых исполнителей хранит энергию, в десятки раз превышающую ту, что живьем исходит со сцены. Современные танцовщики, блистая мастерством, выверенным до совершенства, выглядят лишенными драматизма и харизмы.

Но так кажется до тех пор, пока труппа в почти полном составе не выходит в «Сюите фламенко» – раннем спектакле Гадеса, где нет сюжета, а в театр превращается само мастерство фламенко. Начиная почти нехотя, в полумраке и под едва слышный аккомпанемент, танцовщики набирают темп, мощь и страсть. Они обмениваются взглядами, что красноречивее целого сюжетного балета, меняются партнерами и вовлекают в танец певцов и гитаристов, пока пляс под хриплые голоса и захлебывающиеся гитары не достигает того неистовства, что заставляет поверить: этому искусству подвластно все. Нужно лишь не консервировать его, а позволить развиваться. Тогда, вероятно, Адриан Галия и Стелла Араузо сами станут звездами, а не отражениями чужой славы.