Радио с пейзажем

«День радио», став из спектакля фильмом, проиграл в артистизме, но приобрел многозначность

Московская театральная компания «Квартет И», перенеся в прошлом году на экран свой второй спектакль «День выборов», теперь проделала то же самое и с первым – «Днем радио».

«День радио» – скетч про некое «Как бы радио», где из-за тотального раздолбайства пришлось в пожарном порядке менять тему радиомарафона. В качестве таковой местные креативщики придумывают взять спасение терпящего бедствие корабля с сотнями редких животных – корабль этот они раздули из чахлой новости про какой-то маленький катер с несколькими цирковыми зверями на борту. Бойкие радийщики, попутно напиваясь, сплетничая, выясняя запутанные отношения (поскольку, разумеется, все со всеми спали), через вереницу гэгов разного уровня, из которых главный – всеобщее отравление протухшими пирожками, благополучно разруливают свой лжемарафон.

В спектакле, понятное дело, катера нет, в фильме он материализовался. И мы при помощи спецэффектного полета регулярно скачем из московской студии в бухту Находки и назад. Характерный для кино монтажный прием «а тем временем где-то...» тут только вредит: на сцене была ритмическая непрерывность, актеры лихо гнали действие вперед, ритм же фильма (100-минутного!) периодически вянет, провисает.

Экран естественным образом укрупнил достоинства и недостатки исполнителей. Квартетчики, прежде всего идеально пригнанные друг к другу Леонид Барац и Ростислав Хаит, работают с легкостью и точностью блестящих эстрадных артистов. А вот музыкальный деятель Михаил Козырев, изображающий программного директора «Как бы радио», просто неорганичен.

Наконец, главная утрата – Алексей Кортнев. В спектакле он со своим «Несчастным случаем» поет множество пародий своего сочинения на все песенные жанры – от густопсовой попсы до каэспэшного нудежа. Там были настоящие шедевры, но все они перекочевали в фильм «День выборов», «Дню радио» досталась прискорбно диетическая доза Кортнева и неведомо зачем вставленные камео Лагутенко, Арбениной и других с собственным репертуаром.

Главное приобретение – несколько важных акцентов, давших приращение смысла. «День выборов», сделанный «по профессии» чище, тем не менее немножко пугал полным довольством авторов/героев собою. Ничего, кроме радости, что остроумные прохиндеи, которым все равно что пиарить, так ловко развели окружающую их глупую жизнь, не было. В «Дне радио» уморительная байда про якобы гибнущих подкустового выползня и кролика-зануду в какой-то момент вырывается из студии и накрывает собой огромный ночной город. Напоминая, что радио вообще-то средство массовой информации и у этого средства есть цель – какова же она?

Другой акцент: неожиданно серпантин комических перипетий зависает, и Козырев вдруг говорит: «Мне 40 лет – чем я занимаюсь? В моем возрасте...» – и т. д. А благодаря катеру прибавился порт, привычно жуткий промышленный пейзаж, экипаж – два необыкновенно убедительных народных типа. То есть студия «обычной FM-радиостанции», исторгающей популярную ушную лапшу, находится не в выморочном пространстве отгламуренной Москвы, но – все-таки в России.

На что есть и сочное указание: когда мотор катера в очередной раз глохнет, камера наезжает на вьющийся на мачте триколор.