«Китайцы» из России

Спрос на китайские автомобили в России растет: несмотря на неоднозначную репутацию, в 2007 г. продажи увеличились в 2,5 раза до 50 000 автомобилей. Китайцы задумались и о производстве своих машин в России, но пока дальше сборки машин из компонентов дело не пошло

Новосибирский холдинг «Трансервис», подконтрольный местному бизнесмену Александру Бойко, собирался начать строить завод по сборке автомобилей Chery мощностью 30 000 автомобилей в год еще в 2005 г. В ноябре 2005 г. «Трансервис» подписал соглашение о строительстве завода по сборке автомобилей с китайской компанией Chery Automobile. Предполагалось, что там будут собирать Chery A-21 по цене около $15 000. Но уже в октябре 2006 г. Бойко от реализации проекта отказался – он не смог договориться с Минэкономразвития и получить льготы на ввоз комплектующих из Китая. Без разрешения МЭРТ проект оказался бы нерентабельным.

Единственный удовлетворяющий требованию по мощности сборщик китайских авто – «Автотор» – льгот тоже не получил. С прошлого года Минэкономразвития и вовсе прекратило принимать заявки от автоконцернов на организацию в России производств в режиме льготной промышленной сборки.

Собственных производств у китайских автоконцернов в России также пока нет. Авто собирают только отверточным способом (SKD – semi knock down), рассказывает руководитель китайского направления компании «Автомир» Евгений Межов.

Сборкой китайских автомобилей в России занимается екатеринбургский «Амур» (Geely, ZX, в 2007 г. собрано около 4000 шт. – Здесь и далее оценки Межова), черкесский «Дервейс» (Lifan, внедорожник Aurora и пикап Plutus – около 1000 шт.), гжельский «Автотрейд» (GW Hover), «Автотор» (по собственным данным, собрал около 42 000 Chery). По словам Межова, свободных сборочных мощностей у производителей практически не осталось.

Продажи китайских авто в 2007 г. выросли до более чем 50 000 по сравнению с приблизительно 20 000 в 2006 г. Из китайских марок больше всех продала Chery – 37 120 машин (+245%), заняв 13-е место в общероссийском списке продаж новых иномарок. Кроме Chery лишь одна китайская марка может похвастаться трехзначным ростом продаж – FAW Commercial (2989 машин, +132%).

Ожидается, что рынок иномарок в России в 2008 г. вырастет на 60%. Вероятно, продажи китайских автомобилей будут держаться в общей тенденции, полагает директор «Чери автомобили рус» Геннадий Павлов. А аналитик инвесткомпании «Финам» Константин Романов прогнозирует рост продаж китайских авто до 100% за счет импорта. «Мы будем импортировать в Россию три новые модели Chery: А1, QQ6 и B14», – добавляет Павлов. Пока на «Автоторе» выпускаются Chery Amulet, Tiggo и Chery Fora. Павлов и Межов не смогли оценить долю импорта в структуре продаж Chery в 2007 г.

«В основном рост продаж в России в 2007 г. связан с выходом на проектную мощность сборочных производств китайских автомобилей в России, – говорит Романов. – С учетом демонстрируемых китайскими автомобилями темпов роста продаж можно ожидать, что они продолжат расширять свою долю на российском рынке, в первую очередь занимая нижний ценовой сегмент и вытесняя вазовскую «классику». По его мнению, к 2010 г. продажи могут достичь 200 000–250 000 авто в год.

Гендиректор «Автотор-Юви» (дистрибутор «Автотора») Руслан Садыков говорит, что в 2008 г. количество собранных авто увеличится, но на сколько, не уточнят. С января «Автотор» собрал 4500 Chery.

По мнению руководителя Российско-китайского центра торгово-экономического сотрудничества Сергея Санакоева, Chery Automobile несколько разочарована совместным проектом с «Автотором» в Калининградской области, поскольку не получила обещанные льготы на ввоз автокомпонентов, и теперь ищет возможность для сотрудничества с российскими компаниями. В феврале Chery объявила, что планирует построить в Удмуртии полномасштабное производство автомобилей и автокомпонентов (двигателей, коробок передач, приводов и мостов). Эти планы обсуждали президент Chery Automobile Инь Тунюэ и президент Удмуртии Александр Волков.

Выпускать в России дешевые китайские автомобили в крупных объемах собирается и Lifan. Сборка этой марки началась летом в Карачаево-Черкесии на мощностях завода «Дервейс». Существующая мощность завода – 5000 автомобилей в год, но «Дервейс» планирует увеличить ее до 50000. Первая очередь нового производства объемом 25 000 автомобилей в год должна быть запущена уже в этом году.

Правда, продавать китайские автомобили по-прежнему нелегко, признает Межов. Сбыт китайских автомобилей затруднен из-за негативного имиджа, отсутствия сервиса и запчастей. Сам бизнес по сборке китайских автомобилей также низкорентабелен. Сейчас рентабельность производства, по данным Межова, не превышает 6%. Романов говорит, что невысокая рентабельность сборочных производств связана с высокими производственными издержками. Необходимость платить больше рабочим и больше тратить на энергообеспечение предприятий по климатическим причинам приводит к тому, что китайские машины теряют свое главное преимущество – низкую себестоимость.