Первоцвет в тени

Каждая из шести выставок, открывшихся в Манеже, – большая, а вместе они составляют маленькое исследование о возможностях фотографии
Снимки Эдуарда Бубы нежны, как парижский шансон/ Эдуард Буба

На их фоне наш современник американец Ральф Гибсон смотрится холодным формалистом и арт-интеллектуалом, но совершенно блистательным. Его ретроспектива – демонстрация личного отточенного стиля и щегольство мастерством. Открытие и неожиданность Манежа – выставка поляка Богдана Конопки, составленная из серии маленьких черно-белых снимков – контактов такого филигранного качества, что в них всматриваешься, будто в волшебное окошко в невиданную страну, одухотворенную мощным световым потоком. А снимал фотограф современные городские пейзажи.

Действительно большая – в несколько сотен снимков, охватывающая почти столетие – только выставка «Первоцвет» Московского дома фотографии. Это умно и подробно рассказанная история о создании цветного фотографического изображения – от раскрашивания дагерротипов и черно-белых отпечатков-«крашенок» до ранних опытов работы советских фотографов с цветной пленкой. С одной стороны, история техническая, о методах и способах дать изображению краски жизни, с другой – эстетическая, о том, зачем это было так нужно безвестным и маститым фотографам, классику прошлого века Александру Родченко или классику современному Борису Михайлову. И еще это просто выставка старой, вызывающей снисходительную улыбку фотографии, где самыми неумелыми и наивными благодаря плохой пленке кажутся советские снимки 50-х гг. Полинялые пионеры, космонавты и Хрущев выглядят древнее Шаляпина, Толстого и красавиц начала прошлого века.

Гораздо меньше остальные пять персональных выставок – большими они ощущаются только из-за насыщенности образами. Два классика середины прошлого века – итальянец Марко Джакомелли и француз Эдуард Буба – представлены авторской черно-белой фотографией, поэтической, чувственной, человечной, созданной из света и теней. Джакомелли предпочитал резкие контрасты, Буба уходил в полутона, но каждый сотворил свой мир, волнующий, совершенный, полноценный и без красок. Для Джакомелли это мир итальянского пейзажа, монахинь и семинаристов, для Бубы – Париж детей, стариков и влюбленных.

«Картины из Китая» француза Ива Желли – грубая интервенция цвета в черно-белую идиллию соседних выставок. На больших, блестящих, что новенький пластик, фотографиях современный Китай предстает царством затейливого современного кича, тревожащего европейца непостижимостью и смешащего несуразностью.

Каждая из манежных выставок хороша сама по себе и смотрится в удовольствие. А то, что вместе они складываются в понятное высказывание о природе и смыслах фотографии, можно считать приятным бонусом для вдумчивого зрителя. Но есть основания думать, что самые интересные открытия и восхищения биеннале еще впереди.