По морю и по суше

Зарубежные автоконцерны, строящие в Петербурге заводы, рассчитывают на мощности петербургского порта для снабжения своих производств. Но эти надежды могут не оправдаться – порт и без них перегружен

Крупнейшим транспортным узлом для доставки автокомплектующих сейчас является петербургский порт. Большая часть автокомпонентов для всеволожского завода Ford приходит морем и переваливается на причалах трех крупнейших петербургских стивидоров – Первого контейнерного терминала (ПКТ), «Петролеспорта» и «Моби Дик», рассказывает менеджер по логистике Ford Штефан Бекерс. По его словам, компания использует все возможности порта в зависимости от загруженности терминалов. Для снабжения конвейеров завозится свыше 1500 контейнеров в месяц.

Такой же схемой пользуется и General Motors, который привозит около 150 контейнеров в месяц с комплектами для крупноузловой сборки Chevrolet Captiva и Opel Antara, рассказали «Ведомостям» два источника, связанных с перевозками.

Все автоконцерны, выбравшие Петербург для строительства своих заводов, не в последнюю очередь рассчитывали на удобное с точки зрения логистики расположение города, говорит аналитик по автопрому A.T. Kearney Евгений Богданов. По его словам, в ближайшие годы поток комплектующих вырастет в десятки раз – ведь пока в регионе реально работает только завод Ford, а GM и Toyota собирают машины в тестовом режиме.

Пока поток контейнеров с комплектующими незначителен для петербургского порта, констатирует вице-президент Национальной контейнерной компании (НКК, владелец ПКТ) Егор Говорухин. В адрес Ford и GM в прошлом году отправлено 22 000 контейнеров, в то время как всего стивидоры перевалили около 1,7 млн контейнеров (TEU). Но рост контейнерного грузооборота настолько стремителен, что периодически возникает дефицит мощностей и стивидоры не справляются со всеми заказами, утверждает руководитель представительства одной из иностранных компаний. Он оценивает существующий дефицит мощностей примерно в 25%. Загруженность порта отмечает и Бекерс из Ford.

Помощь может прийти от железной дороги. Toyota ведет переговоры с РЖД о транспортировке комплектующих из Японии по Транссибирской магистрали, сообщил в конце прошлого года на открытии петербургского завода концерна президент Toyota Motor Кацуаке Ватанабе. Переговоры до сих пор не завершены, пока на петербургское предприятие поступают по железной дороге пробные партии частей для сборки Camry, утверждает источник, близкий к заводу. Это подтвердили и в пресс-службе РЖД.

Железная дорога – не очень удачный выбор для автопроизводителей, работающих по технологии just in time, отмечает директор исследовательского агентства Infranews Алексей Безбородов. По его словам, железная дорога уступает морскому и автомобильному транспорту в своевременности доставки грузов.

Еще одними воротами, через которые пойдет поток комплектующих на заводы, может стать порт Усть-Луга. В начале прошлого года НКК вместе с немецким оператором Eurogate начали строить контейнерный терминал в Усть-Луге мощностью 3 млн TEU в год. Первую очередь терминала партнеры собираются ввести в конце этого года, говорит представитель НКК.

Ford рассматривает все потенциальные возможности транспортировки как комплектующих, так и готовых машин в страну, комментирует эту инициативу Бекерс.

Автоимпорт на распутье

Около 2/3 готовых иномарок, продаваемых в России, также доставляется в нашу страну по Балтийскому морю. Но – в Финляндию, портовики которой работают оперативнее, а государство предоставляет более благоприятный таможенный режим.

По данным министерства транспорта и связи Финляндии, в 2007 г. через три финских порта – Котка, Ханко и Туркук – транзитом в Россию прошло 719 000 новых автомобилей, на 38% больше, чем в 2006 г. Из них всего 19 600 ушло в Россию по железной дороге, остальное вывезено грузовиками-автовозами. Это основной путь транспортировки новых машин в Россию, говорит старший советник министерства Ласси Хилска. По его словам, мощность финских портов достаточна, чтобы поддерживать растущий спрос на иномарки в России еще несколько лет.

Тем не менее российские транспортные компании решили вступить в конкуренцию с финнами.

Автомобильный терминал «Онега», построенный в петербургском порту группой «Осло марин», принял первую партию из 606 машин Nissan в конце декабря 2006 г. За прошлый год этот бизнес сильно расширился, рассказал Константин Сковорода, гендиректор таможенного брокера «Российские транспортные линии» (РТЛ), обслуживающего «Онегу». В середине прошлого года к «Онеге» добавилась соседняя территория, принадлежащая Морскому рыбному порту, где за $1 млн организована площадка для единовременного хранения 700 автомобилей. Это помогло «Онеге» решить еще одну проблему – у терминала не было собственных причалов и паромы все равно приходили к причалам рыбного порта. По словам Сковороды, за прошлый год через них было перевалено около 63 000 машин, преимущественно Nissan. В 2008 г., прогнозирует Сковорода, «Онега» вместе с Морским рыбным портом примет около 200 000 машин – пробные партии автомобилей в конце прошлого года завезли через Петербург Mazda и PSA Peugeot Citroen.

Президент группы «Осло марин» Виталий Архангельский считает, что российские портовики смогут составить конкуренцию европейским за счет сокращения плеча доставки автомобилей к потребителю. В прошлом году «Осло марин» приобрела Выборгский порт, специализировавшийся на экспорте леса, и сейчас переоборудует его за $100 млн в контейнерно-автомобильный терминал.

Но РТЛ и самостоятельно строит автомобильный порт на побережье Финского залива в Ленинградской области. В мае 2007 г. областное правительство выделило участок в 60 га близ бухты Вистино компании «Терминал «Новая гавань», которая связана общими акционерами с РТЛ и петербургским дилером Nissan «Автопродикс». Мощность этого терминала составит 250 000 машин, «Новая гавань» потратит на строительство около $120 млн заемных средств. Первая очередь площадью в 20 га заработает уже к середине этого года, обещает Сковорода.

Старается не отстать от тенденции и компания «Усть-Луга», которая строит порт на противоположном, южном, берегу Финского залива. Терминал «Юг-2» сможет принимать через два года до 360 000 машин, обещает замгендиректора «Усть-Луги» Александр Головизнин.

Мощность портов Финляндии вполне удовлетворяет потребностям Ford, говорит представитель «Форд мотор» Екатерина Кулиненко. По ее словам, машины в Россию компания также завозит грузовиками через территорию Польши и Литвы, а небольшие объемы – железной дорогой.

Mazda пока не собирается менять устоявшиеся пути импорта автомобилей, утверждает представитель «Мазда мотор» Мария Магуайр. В декабре японская компания воспользовалась услугами терминала «Онега», но не рассматривает этот путь импорта как основной.-