Pro Europa: Мы, европейский народ


Почти два месяца назад, 2 февраля, президент Франции Николя Саркози женился на итальянской топ-модели и певице Карле Бруни, став одним из более чем 9,5 млн граждан ЕС, связанных узами брака с выходцами из других стран союза. Статистика внутриевропейской миграции, говорящая о 9,4–10 млн европейцев, живущих за пределами стран, гражданами которых они являются, не вполне отражает реальное положение дел, так как межнациональные браки часто предполагают смену гражданства одним из партнеров.

Многие евроскептики утверждают: политическая интеграция в Европе не имеет будущего из-за отсутствия европейского народа, который наполнил бы жизнью это квазигосударственное образование. Однако, даже если соглашаться с Джоном Стюартом Миллем, считавшим, что «границы государств должны в общем и целом соответствовать границам национальностей» (Mill, John Stewart. Considerations on Representative Government), о формировании общеевропейской нации можно говорить как о реальности. В начале XXI в. число европейцев, чувствующих себя как дома в другой стране ЕС, быстро растет – с 3,9 млн в 1990 г. до 6 млн в 2000-м и почти 10 млн сегодня.

И основная волна впереди. Следует помнить: те, кто родился в Европейском союзе, пока еще даже не достигли совершеннолетия. Но и сегодня более 45% европейцев (и около 70% жителей ЕС моложе 35 лет) свободно говорят хотя бы на одном европейском языке, кроме своего родного. Почти 5,5% получают высшее образование за пределами страны, в которой родились. Почти 40% европейцев раз в год или чаще бывают в других странах союза; 63% расходов европейские туристы делают в ЕС, а не за его пределами. Для ряда европейских стран доля граждан, постоянно живущих в других государствах ЕС, намного выше средних показателей: в Греции – 4,5%, в Португалии – 8,2%, а в Ирландии – 11,3%.

Характерно, что внутренняя миграция в Евросоюзе уже не в такой степени обусловлена сугубо экономическими факторами, как прежде: сейчас 60% европейцев переезжают в другую страну по семейным причинам, в связи с работой по специальности и ввиду учебы в иностранных вузах. Причем личные причины становятся все более определяющими: в 2006 г. 4,9% всех браков в ЕС были заключены между гражданами различных стран союза. В Германии таких было 7,6%, в Голландии – 8,4%, а в космополитичной Швейцарии – 30,8%. При этом социологические исследования показывают, что около 40% живущих за пределами своих стран европейцев считают европейскую идентичность более значимой для себя, чем принадлежность к той стране, из которой они вышли, или же к той, где в данный момент проживают. И как бы ни изголялись скептики, через несколько десятилетий европейский народ может стать такой же реальностью, как и американский.