Цитата недели


«Надзорная функция была и, я полагаю, есть главная статья дохода МГТУ».

Заместитель председателя Банка России Виктор Мельников

Расследование убийства первого зампреда ЦБ Андрея Козлова заставило детективов разбираться не только в том, как устроен банковский надзор, но и в непростых отношениях между руководителями ЦБ. В крупном коллективе разные интриги и неформальные группировки практически неизбежны. Но если от этого коллектива зависит работа сотен банков и сотен тысяч их клиентов, подобная кухня перестает быть внутренней.

Многое о ней известно банкиру Алексею Френкелю, обвиняемому в организации убийства Козлова. Часть этих знаний изложена в так называемых письмах Френкеля, появившихся вскоре после его ареста и повествующих об избирательном подходе ЦБ к банкам при отборе в систему страхования вкладов.

Не менее занимательны показания Мельникова. Их взяла на вооружение защита Френкеля, зачитав протокол допроса Мельникова в суде.

В Москве зарегистрирована половина российских банков, а руководитель Московского главного территориального управления ЦБ (МГТУ) Константин Шор пересидел на своем посту не одного председателя ЦБ. У Шора, как следует из показаний Мельникова, были «крайне обостренные отношения» с Козловым, желавшим перевести надзор за банками из МГТУ в центральный аппарат ЦБ.

О каких доходах говорил Мельников, не ясно, он отказался обсуждать это, а получить комментарии в ЦБ и МГТУ не удалось.

Возможно, он имел в виду зарплатную ведомость сотрудников МГТУ, многие из которых заняты выполнением именно надзорных функций. Однако с этим плохо увязывается его же высказывание о том, что среди московских банков широко распространено мнение о высоком уровне коррупции в МГТУ.

Показания Мельников давал в ноябре 2006 г. В апреле 2007 г. председатель ЦБ Сергей Игнатьев развенчивал миф о том, что Банк России погряз в коррупции. За последние пять лет никто из сотрудников Банка России не был осужден за подобные преступления, а единственное возбужденное к тому моменту дело – соучастие в вымогательстве подчиненного Шора, но главным фигурантом там был сотрудник ФНС, настаивал Игнатьев, призывая банкиров смелее сообщать о вымогателях правоохранительным органам.

Банкиры уверяют, что, пока есть шанс уладить проблемы мирным путем, никто не пойдет на обострение отношений с регулятором. Так что лучше ЦБ наводить порядок в своем хозяйстве без посторонней помощи.