Из кирпичей

Англичанин Нил Маршалл, в 2000-е увлекший любителей ужасов минималистскими «Псами-воинами» и «Спуском», сделал дорогостоящий для Европы триллер-боевик «Судный день» (Doomsday). Челюсть отвисает
Outnow.ch

Есть два арт-подхода к сюжетным поворотам и жанровым находкам, удачным настолько, что породили штампы. Пародировать их – либо считать частью великой кинотрадиции, с любовью цитировать, творчески трансформировать.

Второй подход – это «Убить Билла». Явлением, однако, этот фильм стал не только потому, что Тарантино создал омаж боевым жанрам, но и потому, что – при всех цитатах – оказался на изумление оригинальным. Одни характеры чего стоят.

Нил Маршалл тоже фантазировать умеет. Придумал, например, высоченную китайско-берлинскую стену, которой остальная Британия отгородилась от Шотландии, где завелся новый смертоносный вирус. Однако, поставив перед собой ту же вроде бы задачу, что и Тарантино (отдать дань уважения любимым фильмам), сделал такое, что задаешься вопросом: где та грань, за которой омаж, пусть даже слегка ироничный, превращается в плагиат? Маршалл сложил фильм из готовых кирпичиков. Заявить, что из лего, не позволяет симпатия к фильмам-первоисточникам. Новаторство лишь в том, что он умудрился соединить сюжетом картины и стили, которые прежде выглядели несоединимыми.

Начало «Судного дня» – чистые «28 дней спустя...» Денни Бойла. Несмотря на стену, вирус (возможно, как и у Бойла, выведенный в секретных лабораториях) проникает и в Лондон, превращая инфицированных в кровожадных зомби. Испугавшись, правительство отправляет за стену (где есть выжившие, т. е., похоже, найден антивирус) спецназовцев во главе с бой-девушкой а-ля Сигурни плюс Милла. Когда те с автоматами наготове обшаривают закоулки бывшего научного центра, а на них кто-то нападает, становится явным, что мы теперь смотрим «Чужих» пополам с «Обителью зла».

В шотландском застенье-зазеркалье разведчики сталкиваются с цивилизацией оголтелых панков – в точности из «Безумного Макса», пользующихся такими же заржавленными джипами, а также дубинами и кирками в качестве оружия. Тут уже просто штамп на штампе. Если кто-то из разведчиков произносит «Все чисто!», то враги моментально налетают со всех сторон. Дальше, не удивляйтесь, начинается «Властелин колец»: панкам в Шотландии противостоят этакие черные всадники Рохана и прочий народ, решивший вернуться к корням и обрядиться в одежды, вероятно перекупленные у толкиенистов из Нескучного сада. Народ этот тоже пакостный, так что битвы двух футуристических шотландских цивилизаций напоминают еще и о соперничестве цивилизаций вампиров и вервольфов из «Другого мира». Напоминают не случайно: исполнительница главной роли Рона Митра слегка похожа на Кейт Бекинсейл и заменит ее в третьей части «Другого мира».

На пути к финалу публику ожидает кусок из бондианы. Финальный анархизм картины – очевидный привет «Побегу из Нью-Йорка».

На выходе из зала я видел зрителей с восторженно горящими глазами. Мои бы, может, тоже горели. Но киноманский пыл остужает нечто, Маршаллом не предвиденное. Он не подозревает, что отдал дань уважения не только своим любимым картинам, но и двум нашим, жадно пившим из тех же источников: «Параграфу 78» и «Волкодаву».